Смекни!
smekni.com

Привлечение лица в качестве обвиняемого 2 (стр. 4 из 5)

После этого следователь предлагает обвиняемому дать показания по существу обвинения. Это не означает, что обвиняемый должен ограничить свои показания кругом вопросов, относящихся лишь к предъявленному обвинению. Он вправе дать показания по любым вопросам, относящимся, по его мнению, к данному уголовному делу. Задавать обвиняемому наводящие вопросы запрещено законом (ч. 2 ст. 189 УПК). В остальном следо­ватель свободен в выборе тактики допроса.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 21 Конституции РФ, ч. 4 ст. 164 УПК и ряда международно-правовых актов[12] категорически запрещено домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных неза­конных мер. Использование таких противоправных мер вызывает не только признание доказательств недопустимыми (ч. 2 ст. 50 Конститу­ции РФ, ст. 75 УПК), но и уголовную ответственность должностных лиц (ст. 236, 302 УК РФ).

Фактические данные, полученные при допросе обвиняемого, следова­тель фиксирует в протоколе его допроса, который составляется с соблюде­нием общих (ст. 166, 167 УПК) и специальных правил (ст. 190 УПК). В протоколе допроса указываются фамилия, имя и отчество обвиняемого, время и место его рождения, гражданство, образование, род занятий, суди­мость, данные о применяемых технических средствах и другие сведения, которые окажутся необходимыми по обстоятельствам дела. Показания об­виняемого заносятся в протокол в первом лице и по возможности дословно.

Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса (ч. 2 ст. 190 УПК). В протокол записываются все вопросы, в том числе отведенные следователем или оставшиеся без ответа, с указанием мотивов отвода или отказа.

Составленный по итогам допроса протокол предъявляется обвиняемому и его защитнику для про­чтения. Он может быть прочитан следователем при наличии на то просьбы обвиняемого. Обвиняемый и его защитник при этом вправе требовать вне­сения в протокол дополнений и поправок, которые подлежат занесению в протокол. В протоколе должно быть отмечено, прочитан ли он следовате­лем или обвиняемым. Своей подписью обвиняемый удостоверяет правиль­ность записи его показаний. При этом он ставит подпись на каждой стра­нице протокола. После внесения дополнений в протокол он вновь подпи­сывается участвующими в допросе лицами. Внесенные в протокол измене­ния и исправления должны быть оговорены и удостоверены подписями указанных лиц (ч. 6-8 ст. 190 УПК). О составлении обвиняемым в ходе до­проса схем или планов отмечается в протоколе; они удостоверяются следо­вателем и обвиняемым, а затем прилагаются к протоколу допроса (ч. 5 ст. 190 УПК). Если обвиняемый отказывается подписать протокол допроса, об этом делается отметка в протоколе, заверяемая подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя (ч. 1 ст. 167, ч. 9 ст. 190 УПК). Применение звукозаписи при допросе обвиняе­мого осуществляется и оформляется в соответствии с общими правилами, установленными законом (ч. 3 ст. 190 УПК).

Участие переводчика при проведении допроса обвиняемого должно быть отражено в протоколе. В него включаются данные о разъяснении пе­реводчику его обязанностей и предупреждение об ответственности за заве­домо неправильный перевод, а обвиняемому - его право на отвод перево­дчика. Переводчик подписывает каждую страницу протокола и протокол в целом (ст. 164, 166, 169 УПК). В конце протокола обвиняемый подтвер­ждает, что составленный протокол соответствует данным им показаниям (ч. 4 ст. 190 УПК). Недооценка на практике указанных требований рас­сматривается Верховным Судом России как существенное нарушение уго­ловно-процессуального закона, влекущее отмену приговора.[13]

Поскольку после предъявления обвинения процесс расследования продол­жается, возможно получение новых доказательств, существенно влияющих на содержание и характер обвинения. На процесс доказывания после предъявления обвинения могут оказать влияние действия по доказыванию обвиняемого и его защитника. Поэтому закон допускает возможность из­менения и дополнения обвинения в ходе предварительного расследования. В частности, если при производстве предварительного следствия появятся основания для изменения предъявленного обвинения, то следователь, как подчеркнуто в ст. 175 УПК, выносит новое постановление в соответствии со ст. 171 УПК и предъявляет обвиняемому новое обвинение с соблюде­нием ст. 172 УПК и допрашивает его по новому обвинению. Когда же входе предварительного следствия предъявленное обвинение в какой-либо части не нашло подтверждения, следователь своим постановлением прекращает дело в этой части, о чем уведомляет обвиняемого и его защитника.

Обвинение может быть изменено как в его фактической части (исключение или дополнение эпизодов обвинения), так и в части применения уголовного закона. Новое обвинение может ухудшить положение обвиняемого, но может и улучшить его. Изменение формулы обвинения может быть продиктовано необходимостью изменить роль обвиняемого в преступле­нии, совершенном группой лиц, либо уточнить формулировку тех или дру­гих преступных действий, вменяемых обвиняемому.

Требования закона о необходимости вынесения нового (а не допол­нительного) постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого упрощает уяснение обвиняемым имеющихся дополнений или изменений в обвинении, а также его подготовку к защите своих интересов. Копия нового постановления вручается следователем обвиняемому и его за­щитнику.

В отношении обвиняемого может быть избрана одна из мер пресечения (ст. 98 УПК), а также принято решение об отстранении его от должности (ст. 114 УПК).

3. Особенности привлечения в качестве обвиняемых отдельных категорий лиц.

Действующее законодательство предусматривает дополнительные гарантии за­конности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемых отдельных ка­тегорий граждан. К ним относятся депутаты представительных органов законо­дательной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также судьи всех су­дов Российской Федерации.

Из п. 2 ст. 122 Конституции Российской Федерации вытекает, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, опре­деляемом федеральным законом.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ» судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия соответст­вующей квалификационной коллегии. Отсюда следует, что до вынесения поста­новления о привлечении судьи в качестве обвиняемого необходимо предвари­тельно получить согласие определенной квалификационной коллегии судей на привлечение лица, обладающего судейской неприкосновенностью, к уголовной ответственности.

Согласно п. 1 ст. 98 Конституции Российской Федерации члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, аресто­ваны, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это пре­дусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

В п. 2 указанной выше статьи Конституции Российской Федерации сказа­но, что вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ге­нерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Феде­рального Собрания.

В соответствии с данной нормой Конституции Российской Федерации для привлечения члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в качестве обвиняемого Генеральный прокурор Российской Федерации должен внести представление в соответствующую палату Федерального Собрания о лишении данного лица неприкосновенности. При условии, если Совет Федера­ции или Государственная Дума примут решение о лишении указанного лица неприкосновенности и дадут согласие на привлечение его к уголовной ответст­венности, возможно вынесение постановления о привлечение такого лица в ка­честве обвиняемого по уголовному делу.

Вопрос о даче согласия на привлечение в качестве обвиняемых депутатов органов представительной власти субъектов Российской Федерации решается указанными органами власти в порядке, предусмотренном законодательными актами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Заключение.

В силу ст. 49 Конституции РФ обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. На обвиняемого не может быть возложена обязанность доказывания своей невиновности, в силу чего дача показаний является правом обвиняемого, а не его обязанностью. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Он вправе защищать свои права и законные интересы и иметь достаточное время и возможность для подготовки к защите. В этих целях срок, согласно которому лицу с момента вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого должно быть предъявлено обвинение, уголовно-процессуальным законом увеличен до трех суток (ч. 1 ст. 172 УПК).

Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод обеспечивается также путем предоставления обвиняемому права: а) участвовать в рассмотрении судом вопроса об избрании в его отношении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста; о продлении срока содержания под стражей; о помещении обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК; б) заявлять отводы судье, прокурору, следователю, дознавателю и другим участникам уголовного процесса при наличии обстоятельств, исключающих их участие в производстве по уголовному делу (ст. ст. 61 - 72 УПК); в) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса обвиняемого, без ограничения их числа и продолжительности (ст. ст. 49 - 53 УПК); г) возражать против прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 27 УПК; д) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из него любые сведения в любом объеме, а также снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств (п. 12, п. 13 ч. 4 ст. 47 УПК).