Игра –традиционное занятие человека. Она универсальна в том отношении, что имеет свою историю, она сама история, сосредоточение человеческого опыта и знания. Там, где присутствует жизнь в той или иной форме там, видимо, будет иметь место и игра. Игра выступает как функция человеческого бытия и сама человеческая культура неотделима от игры.
Исторически сложилось величайшее многообразие смысловых значений, которые вкладываются в слова игра, играть, игрок, играющий, игрушка. Определить понятие игра значит выделить существенные признаки, без которых она и не будет собственно игрой. Многие исследователи вообще не утруждают себя определением понятия игра, считая ее само собой разумеющимся, ясным и однозначно воспринимаемым явлением. Другие же ограничиваются кратким перечислением самых общих и поверхностных признаков или определяют ее метафорически. Третьи отмечают насколько же сложно выявить то, что же именно делает игру игрой. Так Х. Ортега-и-Гассет отмечает: «Понятие «игра» взятое сразу в полном объеме, включает в себя необыкновенное разнообразие признаков, компонентов и масштабов». Эту же мысль высказывает и М.С. Каган: « Существуют, однако, и объективные трудности при изучении игры. Дело в том, что «игра» есть собирательное понятие, которым обозначаются весьма различные по сути своей формы деятельности».Сравнение обыденной жизни с театром, в котором каждый исполняет свою роль, встречается у многих мыслителей и стало настолько расхожим и малоценным. Тем более в одном единственном человеке сосредоточено значительное множество быть кем-то в одно и то же время.
М.С. Каган, исследователь человеческой деятельности, отмечает: «Игра есть материальное проявление общения людей, которое приобретает здесь специфический характер «общения ради общения», становится, если так можно выразиться, «чистым искусством общения. Даже в тех случаях, когда играющий вдохновлен стремлением победить партнера, а не только получить удовольствие от самого процесса игры, его действия остаются в пределах сферы общения».
Культуролог Б.С. Ерасов предлагает такую дефиницию игры: «Игра – существенный и специфический вид культурной деятельности, в которой, как часто полагают, человек выступает свободным от природной зависимости и способным самому выступать как созидающий объект, не подверженный какой-либо принудительности».
В современном учебнике под редакцией В.П. Кохановского отмечается, что:«В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывая в себя богатство культуры – деловые игры, спортивные игры, игра актера и т.п.».
По Л.С. Выгодскому«... игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная., подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением результатов». Таким образом, психическая природа игры и труда совпадают: «Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приуготовлением к будущей жизни».
О.А. Карабанова считает: « Игра – это деятельность, предоставляющая всем ее участникам право свободного самовыражения».
Б.А.Зельцерман и Рогалева Н.В. отмечают: «Игра – это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом для развития. И в этом плане она педагогическое творение.
Я.Корчак, многие годы посвятивший педагогический деятельности, пишет: «Спокойные ролевые игры –это не что иное, как мир детского общения, обмена мыслями, это маленький драматический спектакль, происходящий на невидимой сцене, где наяву, как во сне, воплощаются все детские мечты, ребенок грезит, что так когда-нибудь в жизни будет, и страдает от того, что этого пока нет».
Н.Н. Воробьев, специалист по математической теории игры отмечает, что игра «...является весьма общим понятием. Обладая большим объемом, она по необходимости имеет бедное содержание, в каком бы мы аспекте ее ни рассматривали».
Э. Берн – крупнейший западный психолог и практический психотерапевт определяет понятие игра через термин трансакция - единицу общения следующим образом: «Такие последовательности трансакций, основанные, в отличие от времяпровождения, не на социальном, а на индивидуальном планировании, мы называем играми. Различные варианты одной и той же игры могут на протяжении нескольких лет лежать в основе семейной и супружеской жизни или отношений внутри различных групп». Для Э. Берна игра выступает как способ структурирования времени в ряду других способов как ритуал, времяпровождение, близость и деятельность. Каждый из членов социальной группы стремиться в коммуникации с другими членами группы получить удовлетворение от трансакций. Поэтому и игра, по Берну, непосредственно связана с трансакциями и ими определяется: «Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох». Характеризуя состояние внутреннего мира индивида, Э. Берн замечает: «На языке психологии состояние Я можно описать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек обладает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего Я, которые суть не роли, а психологическая реальность». Эти состояние им обозначены как Родитель, Взрослый и Ребенок, то есть одновременно каждый проявляет одну из этих трех реальностей в своей деятельности, переходя из одного состояния в другое.
2.3 Учение как вид деятельности.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида. С. Л. Рубинштейн выделил учение в особый вид деятельности: «...учение выделяется как особый вид деятельности, для которого научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью».
Специфика человеческой личности развивается на основе приобретения человеком опыта человечества в форме индивидуального усвоения. Развитие личности человека, специфически человеческих способностей совершается в процессе усвоения общественного опыта, закрепленного в средствах производства, книгах, языке и др. Передача этого опыта осуществляется в процессе специально организованных видов совместной деятельности старшего и младшего поколений — обучения и воспитания.
Согласно взглядам А. Н. Леонтьева,обучение и воспитание ребенка:
1) есть не что иное, как особый вид присвоения и воспроизведения им общественно-исторически заданных способностей;
2) необходимые формы и единый процесс его психического развития.
Исследуя мотивационно-целевой аспект деятельности, А. Н. Леонтьев раскрыл реальный смысл учения для ученика — отношение его к изучаемому предмету. Решающая роль личностного смысла усваиваемых знаний определяет сознательность учебной деятельности и приоритет воспитания над обучением. Воспитание человека рождает мотивы учения и формирует его настоящий смысл.
Выделяя общение старшего поколения с младшим в качестве необходимого условия усвоения общественного опыта, А. Н. Леонтьев фактически обозначил подход к учению как к коммуникативной деятельности.
«Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте, потому что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом, во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов»
2.4 Труд как вид деятельности.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. Труд осуществляется в разных видах и формах человеческой деятельности: материальной и духовной, внешней и внутренней, индивидуальной и коллективной, умственной и физической, производственной, учебной, спортивной и др. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Труд есть круг человеческой деятельности, востребованный и оцененный человеческим сообществом.