Смекни!
smekni.com

Европейская конвенция о защите прав и основных свобод 1950 года (стр. 2 из 4)

3. Положения настоящей Конвенции применяются на таких территориях с надлежащим учетом местных требований.

4. «Любое государство, которое сделало заявление в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может в любое время после этого заявить от имени одной или нескольких территорий, к которым заявление относится, что оно признает компетенцию Комиссии получать петиции от отдельных лиц, неправительственных организаций или групп лиц в соответствии со статьей 25 настоящей Конвенции».

Все страны - члены Совета Европы, к которым применимы условия, оговоренные в пункте 1 статьи 63, воспользовались предоставленным им правом объявить о распространении действия Конвенции на соответствующие территории.

III. Контрольные органы Конвенции

Статья 19 Европейской конвенции о правах человека предписывает создать Комиссию и Суд "для обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися сторонами по настоящей Конвенции".

Органы, образованные согласно Уставу Совета Европы, состоящие из Генерального секретаря и Комитета министров, выполняют целый ряд функций по наблюдению и контролю за соблюдением государствами-участниками своих конвенционных обязательств. Соответствующие органы Совета Европы отвечают за формирование Комиссии и Суда, их содержание и оказание содействия в выполнении ими своих функций.

Официальными языками совета Европы и, соответственно, рабочими языками Европейской комиссии и Суда по правам человека являются французский и английский. Вместе с тем и Комиссия, и Суд в соответствии со своими правилами процедуры вправе разрешать сторонам пользоваться каким-либо иным языком в ходе письменного или устного разбирательства.

IV. Основные права, гарантируемые Европейской Конвенцией о защите прав и основных свобод человека

Право на жизнь и отмена смертной казни (ст. 2 и протокол № 6).

Право на жизнь - это основное право человека. Учитывая отсутствие уважения к человеческой жизни во время второй мировой войны, было естественно, чтобы послевоенные документы по правам человека начинались с права на жизнь. Но в Европейской конвенции нет положения, касающегося отмены смертной казни. Первый пункт статьи 2 Европейской конвенции о правах человека говорит следующее: «право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть намеренно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание». Статья 2 предоставляет защиту от государства, которое само лишает жизни индивидов. В соответствии с пунктом 1 ст. 2 Комиссия рассматривает дела, при которых преднамеренный характер того или иного убийства находится под вопросом.

Отмена смертной казни

В 1980 году Парламентская Ассамблея постановила обратиться "к парламентам тех государств - членов Совета Европы, которые сохранили смертную казнь за преступления, совершенные в мирное время с призывом исключить ее из своей пенитенциарной системы". Кроме того, ассамблея рекомендовала Комитету министров Совета Европы "внести поправки в ст. 2 Европейской Конвенции о правах человека, чтобы привести ее в соответствие с резолюцией 727". Но европейские министры юстиции сочли, что "ст. 2 Европейской конвенции о правах человека не отражает должным образом положение, сложившееся в настоящее время в отношении смертной казни в Европе", и рекомендовали Комитету министров "изучить возможности разработки новых и приемлемых европейских стандартов, касающихся отмены смертной казни"[3].

Право на жизнь, гарантируемое в ст. 2, было расширено добавлением к Конвенции Протокола № 6. Статья 1 протокола № 6 гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к такому наказанию или казнен». Однако, в соответствии со ст. 2 протокола обязательство отменить смертную казнь ограничивается мирным временем, исключая деяния, совершенные в военное время или в период неминуемой угрозы войны. Сейчас в Совете Европы обсуждается вопрос о введении нового Протокола в Европейской Конвенции о правах человека, по которому предусматривалась бы отмена смертной казни в военное время.

Статья 3 Конвенции, запрещает бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание. Многие поддержат мнение о том, что смертная казнь сама по себе является бесчеловечным и унижающим достоинство обращением или наказанием. Но государство может отступать от положения ст. 2 Конвенции и Протокола № 6. Пункт 2 статьи 2 говорит:

«Лишение жизни не рассматривается как совершенное в нарушение данной статьи, если оно является результатом применения силы, не более чем абсолютно необходимой:

а. для защиты любого лица от противоправного насилия;

в. для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях;

с. в случае действий, предусмотренных законом для подавления бунта или мятежа».

Право на физическую неприкосновенность (статья 3)

Статья 3 Конвенции говорит: «Никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечным и унижающим достоинство обращению или наказанию».

Положения этой статьи косвенно касаются положений предыдущей статьи о защите права на жизнь. Историческим предшественником ст. 3 Конвенции является ст. 5 Всеобщей декларации прав человека[4], где единственным различием является включение слова "жестоким" в добавление к описанию запрещенного обращения или наказания. Право быть свободным от пыток и право быть свободным от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения являются одними из самых главных прав человека, поскольку они связаны с личной неприкосновенностью и человеческим достоинством человека.

Запрещение рабства и сходных с ним обычаев (статья 4)

Международная конвенция об упразднении рабства и работорговли 1926 года, заключенная под эгидой Лиги наций, считается первым действительным всемирным договором по правам человека[5]. На последующем этапе после второй мировой войны в ст. 4 Всеобщей декларации провозглашалось: "Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии: рабство и работорговля запрещаются во всех их видах". Не давая определения рабству, Европейская конвенция о правах человека в ст. 4 повторяет норму о запрещении рабства и подневольного состояния и добавляет к нему положение о запрещении "принудительного или обязательного труда":

2. «Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.

3. Для целей данной статьи термин "принудительный или обязательный труд" не включает:

а. любую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям ст. 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения:

б. любую военную службу, а в тех странах, в которых в качестве закона признается отказ от военной службы на основании вероисповедания, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;

с. любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;

д. любую работу или службу, которая входит в обычные гражданские обязаности».

Право на свободу и личную неприкосновенность и Право не лишаться свободы за неимением возможности выполнить какое-либо договорное обязательство (статья 5 Конвенции и статья 1 Протокола №4)

"Никто не может быть лишен свободы лишь на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство".

Право на личную свободу и неприкосновенность как принцип. Это нужно понимать так, что человек не подотчетен государству или обществу за его ежедневное местопребывание. Он может находиться дома или в другом месте и не обязан отчитываться - это свобода в личном или физическом смысле.

Однако Комиссия и Суд проводят различие между общими ограничениями для населения в целом, к которым ст. 5 не применяется, и ограничениями для конкретного индивида, к которым она применяется. Частью ограничений общего характера, не подпадающих под сферу действия ст. 5, являются требования о том, что все жители регистрируют у властей свое обычное местожительство, соблюдают правила дорожного движения и т. д. Некоторые общие ограничения свободы, такие, как комендантский час, вводимый в период напряженности, также подпадают под эту категорию.

Но когда власти содержали индивида в тюрьме или в другом месте, или когда они заставляли индивида оставаться в ограниченном физическом пространстве, Комиссия и Суд считали, что в этом случае ст. 5 применима. Хотя такие ограничения могут представлять собой лишение свободы по смыслу Конвенции, органы Конвенции оценивают законность такого задержания с учетом допустимых оснований и процессуальных действий, перечисленных в статье.

Право не быть лишенным свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства.

"Никто не может быть лишен свободы лишь на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство".

Таким образом, государствам, ратифицировавшим Протокол № 4 запрещается задерживать кого-либо на том основании, что он не может выплатить долг.

Право на справедливое разбирательство дела (статья 6 и статьи 2, 3 и 4 протокола № 7)

Согласно преамбуле к Конвенции, одним из основных элементов общего наследия, принадлежащего европейским странам, является верховенство закона, один из многочисленных аспектов которого связан с ролью независимых и беспристрастных судов, действующих в рамках правовой системы. Конвенция касается вопросов правосудия в контексте как гражданских, так и уголовных дел, права обвиняемого считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана в соответствии с законом (пункт 2 ст. 6).