РЕФЕРАТ
По дисциплине «Институт прав человека»
на тему «Право на неприкосновенность частной жизни»
Содержание
Введение
1. История возникновения и развития права на неприкосновенность частной жизни.
2. Понятие и признаки права на неприкосновенность частной жизни.
3. Государственно-правовая защита права на неприкосновенность частной жизни.
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность. Частная жизнь как проявление человеческой индивидуальности является самостоятельной ценностью, заключающейся в свободе от вмешательства государства, организаций и граждан в личную жизнь человека, в создаваемых обществом и государством возможностях для сохранения в тайне сведений об этой стороне жизни. Право на неприкосновенность частной жизни по своему юридическому содержанию предстает в качестве сложного образования, состоящего из таких институтов, как: свобода распоряжаться собой, тайна частной жизни, тайна корреспонденции, свобода мысли, свобода совести, свобода вероисповедания, свобода выражения мнений, право выбора языка общения, право на неприкосновенность жилища, тайна голосования и др. Несомненно, одним из таких институтов и гарантией обеспечения права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени служит свидетельский иммунитет, закрепленный ст. 51 Конституции РФ.
Объект - общественные отношения, возникающие по поводу возникновения, реализации и защиты права на неприкосновенность частной жизни. Предмет - неприкосновенность частной жизни как государственно-правовой институт.
Цель- исследование института неприкосновенности частной жизни.
Задачи:
1. Проанализировать историю возникновения права на неприкосновенность частной жизни.
2. Рассмотреть понятие и признаки права на неприкосновенность частной жизни;
3. Изучить способы защиты права на неприкосновенность частной жизни.
Данная тема раскрывается в трудах таких авторов, как Красавчикова О.Л., Красиков А.Н., Романовский Г.Б.
1. История возникновения и развития права человека на неприкосновенность частной жизни.
В единой системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации праву на неприкосновенность частной жизни, закрепляемому ст. 23 Конституции Российской Федерации, принадлежит особая роль в обеспечении индивидуальности отдельных людей в их взаимоотношениях с обществом и государством. Указанное право неразрывно связано с такими понятиями, как жизнь, равенство, свобода, неприкосновенность личности. Его ценность состоит в том, что степень реального осуществления права на неприкосновенность частной жизни определяет положение человека в обществе, а, следовательно, и уровень развития самого общества, поэтому поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности, а также личностей между собой представляет сложнейшую проблему на протяжении длительного времени.[1]
Общеизвестно, что современная концепция прав и свобод, составной частью которой является право на неприкосновенность частной жизни, - это следствие длительного исторического развития. История возникновения и развития права человека на неприкосновенность частной жизни, на уважение частной жизни свидетельствует о том, что сформировавшиеся в русле естественно-правовых идей представления о прирожденных и неотчуждаемых индивидуальных правах лежат в основе и современных концепций правового статуса личности.
Современными исследователями справедливо отмечается, что право на неприкосновенность частной жизни "законодательное закрепление... нашло лишь в середине XX века".[2] Однако не следует забывать, что неприкосновенность частной жизни - сложноуровневое и емкое понятие, включающее в себя целый комплекс общественных отношений. Так, размышления о сфере частной жизни, ее дихотомии с государственной, общественной сферой содержатся в трудах Аристотеля, который, как и Платон, рассматривал государство через призму единства его составляющих элементов. Однако чрезмерное стремление к единству, проявляемое в общности жен и детей, предлагаемой Платоном, по мнению Аристотеля, ведет к деградации и уничтожению государства. Таким образом, Аристотелем предприняты первые попытки обоснования необходимости невмешательства со стороны государства в такие сферы частной жизни, как брачно-семейные отношения, вопросы воспитания детей, неприкосновенности жилища и частной собственности. В своих трудах Аристотель последовательно исключал из сферы действия политической (государственной) власти отношения отцов и детей, мужей и жен, господ и рабов.[3]
Одной из первых философско-правовых концепций либерализма и правового индивидуализма является, по сути, договорная трактовка государства и права, предложенная Эпикуром. Основные ценности эпикурейской этики: свобода, удовольствие, безмятежное спокойствие духа (атараксия) - носят индивидуалистический характер. В трудах Эпикура мы видим размышления о неприкосновенности сферы частной жизни, которую он рассматривал через призму индивидуальной свободы: он считал, что свобода человека - это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы - это сфера его ответственности за себя; она вне необходимости, поскольку "необходимость не подлежит ответственности". [4]
Конечно, представления о частной жизни, сформировавшиеся в античный период, весьма далеки от современных, однако богатый опыт прошлого позволяет лучше понять логику формирования и развития идей неприкосновенности частной жизни, уважения ее основ и проблемы практического воплощения данных ценностей в современных условиях в различных правовых системах - "вышедшие в античный период на передний план частнособственнические отношения в сочетании с товарным производством, ориентированным на рынок, отсутствие сильной централизованной власти и наличие самоуправления общин городов-полисов вызвали к жизни соответствующие политические и правовые институты - систему демократического управления с правом и обязанностью каждого участвовать в нем, механизм гарантий частных интересов гражданина и признания его личного достоинства, культивирование уважения отдельной личности, развитие ее активности, энергии и предприимчивости" [5].
Необходимо отметить, что выбор конкретной модели взаимоотношения государства и индивида зависит от многих факторов, в том числе от характера организации общества, уровня социально-экономического развития, иных объективных и субъективных факторов. Большое значение играет также социокультурный (цивилизационный) тип общества. Поскольку "сегодня цивилизационный подход превращается в одно из приоритетных направлений в отечественных гуманитарных науках, в том числе и в специальной юридической отрасли знания"[6], несправедливым представляется утверждение о том, что исследуемое право на неприкосновенность частной жизни своим зарождением и развитием обязано исключительно западной цивилизации и проводимым в XVII - XVIII вв. буржуазно-демократическим революциям. Не следует забывать, что сфера частной жизни регулируется в значительной мере морально-этическими нормами, которые сформировались гораздо раньше норм позитивного права. Отдельные стороны частной жизни регламентировались религиозными нормами. К примеру, в христианстве отдельные стороны частной жизни регулировались двумя из десяти заповедей: "Не прелюбодействуй" и "Не желай дома ближнего твоего; Не желай жены ближнего твоего...", в мусульманском праве - положениями Корана, которые можно трактовать как заботу о сохранении тайны частной жизни: "Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны. Не подглядывайте и не злословьте за спиной друг друга".[7]
Таким образом, право человека на неприкосновенность частной жизни начало формироваться еще в античный период, где были заложены основные идеи и формы взаимодействия человека и государства и определены основные критерии невмешательства последнего в частную сферу.
Содержание права на неприкосновенность частной жизни в России также претерпевало различные изменения. Так, эти права граждан получили регламентацию только в Конституции СССР 1936 г., предусматривавшей неприкосновенность личности, жилища и тайну переписки (ст. ст. 127 и 128).[8]
В 1948 г. ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, ст. 12 которой предусматривает, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.[9]
В 1976 г. в отношении Советского Союза вступил в силу Международный пакт о гражданских и политических правах 16 декабря 1966 г., ст. 17 которого предусматривает, что никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию и каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.[10]
Эти международные документы и объективные особенности развития советского права стали основными причинами расширения каталога личных прав в советской Конституции 1977 г. Основная норма впервые в советской истории предусматривала, что личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом (ст. 56)[11].