ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отношение к праву, определяет специфику любой правовой системы и отражает уровень ее развития. Мусульманское право в этом смысле не является исключением.
Шариат — это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.
Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату). Так же хотелось бы добавить, что нормы шариата не утратили свою актуальность и сегодня. В 28 странах, где ислам признан государственной или официальной религией (Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.), нормы шариата и сегодня непосредственно регулируют или оказывают существенное влияние на государственное регулирование широкого круга общественных отношений в различных сферах функционирования общества и государства.
Основными источниками мусульманского права являются КОРАН, СУННА, ИДЖМА, ФЕТВА, КИЯС, ФИРМАНЫ, КАНУНЫ.
Известно, что для мусульманского права характерно преобладание религиозного принципа применения: оно действует, прежде всего, во взаимоотношениях мусульман.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев Л.С. История религий востока. – М., 1983.
2.Сюкияйнен Л.Р. «Шариат и мусульманско-правовая культура» М., 2005.-214 с.
3.Сюкияйнен Л.Р. «Шариат – открытая книга».-М.,2004.-167с.
4. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.,1997.
5.Графский В. Г.Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. — 752 с.
[1] Благодаря гибкости ханифизма его приверженцами являются более трети мусульман-суннитов, проживающих, прежде всего в Турции, Афганистане, Египте, Пакистане, Индии.
[2]Маликитский мазхаб распространен среди мусульман Африки.
[3] Ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.
[4] Сюкияйнен Л.Р. «Шариат и мусульманско-правовая культура» М., 2005.-115-120 с.
[5] ритуально-догматическую сторону ислама - «Адатный ислам».
[6] Мусульманские юристы называют их «правовыми строфами».
[7] За исключением подробного регулирования отдельных видов отношений - например, вопросов наследования.
[8] Муджтахид -облеченный правом на иджтихад знаток шариата.
[9]Мазхаб - правовые школы.
[10] Т.е. оно действует, прежде всего, во взаимоотношениях мусульман.
[11] Это относится, например, к государственному праву или к положениям, устанавливающим налоги на немусульманское население.