8. Крупный почерк - откровенные, эмоциональные, возможно великодушные и добрые.
9. Сжатый почерк - скупость, подозрительность, возможно, упрямство.
10. Мелкий почерк - замкнутость, скрытость, не исключено двуличие.
11. Неразборчивый, сбивчивый мелкий почерк, но строчка ровная - дипломатичный, с независимыми взглядами, но подозрительный.
12. Разорванный, дрожащий - болезненность, депрессивное состояние, старость.
13. Простой без завитушек и финтиклюшек - скромность, простота, без амбиций.
14. Строгий, правильный почерк - аккуратность, ясность, формализм.
Наклон букв
1. Наклон вправо - чувствительность, дисциплинированность, откровенность.
2. Наклон влево - упрямство, недоверчивость.
3. Влево и при этом сжатый или размашистый - непостоянство.
4. Вертикальный почерк - точность, выносливость, умение держать себя в руках.
Виды букв
1. Буквы в словах слитны - способности, мечтательность.
2. Раздельное написание букв - рассудительность, но беспокойство.
3. Отрывистые неровные буквы - сообразительность.
4. Причудливое написание букв - своеобразие личностных черт, возможно, кокетство.
5. Аккуратные, "пятерочные" - не стремится высказать свое мнение (за исключением профессий, где именно такой почерк требуется, например, учителя).
6. Уродливо украшенные - подражание другим, глупость.
7. Жирные, размашистые буквы - завышенная самооценка.
8. Высокие буквы - храбрость, стремление выглядеть достойно.
9. Круглые буквы - доброта, миролюбив
10. Треугольные буквы - немалые способности, сложный характер.
11. Угловатые буквы - вспыльчивость, непризнание своих ошибок.
12. Сплетенные буквы - дипломатичность.
13. Буквы разного размера - не все в порядке с психикой.
14. Открытые (круглые, но не замкнутые) буквы - честность, открытость.
15. Замкнутые буквы - закрытость, проявление неуверенности.
16. Буквы как бы скачут - нервность, быстрая смена настроений.
17. Каллиграфические буквы с украшениями - тщеславность, поверхностность.
Виды строк
1. Строка летит вверх - оптимистичен, целеустремлен, несколько тщеславен.
2. Строка падает вниз - мечтательность, нерешительность, осторожность.
3. Ровная строка - выдержан, последователен.
4. Строка параболой - поспешность, склонность к неожиданным решениям.
5. Строка синусоидой - психические отклонения.
Основные правила анализа росписи (по методике профессора ЗазыкинаВ.Г.)
1. Подпись неразборчивая, сложная, с обилием волнистых и запутанных линий. Это наглядное свидетельство переменчивости, стремлении жить для себя, возможно, ненадежности и эгоистичности.
2. Простая, но не без эффекта - человек знает себе цену, он целеустремленный, с немалыми способностями, у него взвешенные самооценка и самоотношение, оказывать на него влияние непросто.
3. Очень простая - скорее всего это недооценка своей значимости, хотя для этого может и не быть достаточных оснований, открытость. Такие люди - хорошие и добросовестные исполнители, не претендующие на многое. Бывает, что автограф сильно упрощается, если за день приходится расписываться много раз. При этом, кстати, снижается и самооценка.
4. Если в подписи есть точка и характерный штрих в конце фамилии, это
свидетельство осторожности, недоверчивости и даже подозрительности. Если же две точки, то это очень высокая подозрительность, такой человек редко кому верит на слово (например, у И.В.Сталина в автографе было две точки).
5. Подпись по диагонали вверх - стремление изменить свое положение в обществе, повысить свой статус. Чем больше угол «атаки», тем сильнее выражена амбициозность.
6. Подпись размашистая, занимающая много места - стремление подчеркнуть свой статус, свои возможности, даже расширить их. Такие люди не могут мириться с обыденными «средними» условиями жизни и незначительным положением.
7. Если в автографе содержится начальная буква имени - стремление подчеркнуть свою значимость, несколько завышенная самооценка, что, в общем, неплохо. Если же имеются начальные буквы имени и отчества, самооценка, скорее всего, неадекватная.
8. Если почерк имеет наклон в одну сторону, а человек при этом пишет с наклоном в другую (чаще всего влево) - это признак упрямства.
9. Наличие в конце подписи подчеркивающих дуг, штрихов, злоупотребление ими, говорит о желании выделиться, обратить на себя внимание, нарочитости поведения. Волнистость в начертании характерна для людей, отличающихся изворотливостью.
10. Если автограф в деловом письме «наезжает» на должность или фамилию, то это свидетельствует о недостаточном самоконтроле, склонности действовать импульсивно.
11. Близость автографа к должности говорит о том, что она, что называется, «греет». Близость же к фамилии может свидетельствовать об обратном.
12. Если автограф начинается с букв больших размеров, а заканчивается очень маленькими буквами, то это признак неуверенности со стремлением контролировать ситуацию.
13. Очень маленькие буквы автографа говорят об осторожности или скупости.
14. Раздельное написание букв свидетельствует о рассудительности.
15. То, что человек просто пишет свою фамилию полностью и разборчиво, говорит о в высокой нормативности поведения - ничего лишнего, что могло бы как-то его скомпрометировать, он себе не позволит.
16. Наличие резких энергичных вертикальных линий - признак доминантности.
17. Если подпись напоминает «заборчик» (ровный ряд угловатых и одинаковых знаков) - педантичность и конфликтность.
18. Маленький автограф свидетельствует об осторожности или скупости, большой - о стремлении продемонстрировать свой статус.
19.Росчерк. Многое зависит от его вида:
- Волнистый, запутанный, сложный - нескромность, самодовольство.
- Прямой и энергичный - решительность и целеустремленность.
- Росчерк, закрывающий фамилию или ее часть, действительно говорит о скрытности.
- Росчерк, перечеркивающий фамилию, - индикатор внутриличностного конфликта, некоторого самоотрицания.
Джеймс Раскин выделяет для анализа подписи более сорока признаков.
1. Размер подписи:
а) размашистая - глобальное системное мышление;
б) компактная - конкретное мышление.
2. Длина подписи:
а) длинная - способность глубоко вникать в суть проблем; усидчивость,
излишняя придирчивость и занудство;
б) короткая - способность быстро схватывать суть событий; неспособность к монотонной работе.
3. Тип подписи:
а) округлая - мягкость, доброта, уравновешенность:
б) угловатая - нетерпимость, раздражительность, независимость, упрямство.
4. Расстояние между буквами:
а) значительное - щедрость, транжирство;
б) «плотная» подпись - экономность, скупость (особенно, если буквы мелкие).
5. Присутствие в надписи различных элементов:
а) круг - зацикленность на проблемах и идеях;
б) петельки - осторожность, упрямство;
в) рисунки - творческое мышление;
г) комбинирование элементов - стремление оптимизировать свою деятельность.
6. Наклон подписи:
а) влево - своенравность, ярко выраженный индивидуализм;
б) вправо - сбалансированность характера, способность к пониманию;
в) прямой наклон - сдержанность, прямолинейность, ум;
г) разнотипный наклон - скрытность, неискренность;
д) «лежащие» буквы - наличие серьезных психологических проблем.
7. Направление заключительного штриха:
а) вверх - оптимизм;
б) вниз - склонность к пессимизму;
в) прямо - сбалансированный характер.
8. Длина «хвоста» подписи
Чем длиннее «хвост», тем более человек нетерпим к чужому мнению. Это также признак осмотрительности и осторожности. Чем «хвост» короче, тем человек беспечнее.
9. Подчеркивание подписи:
а) снизу - самолюбие, обидчивость, зависимость от мнения окружающих;
б) сверху - гордость, тщеславие;
в) перечеркнутая подпись - самокритичность, недовольство собой, сомнение.
10. Признаки симметрии:
а) симметричная - надежность;
б) асимметричная - неустойчивый характер, перепады настроения;
в) скачкообразная - эмоциональность, неуравновешенность.
11. Сложность и простота:
а) простая - человек живет по принципу «нет проблем»;
б) «нагруженная» - часто склонен «делать из мухи слона»;
в) оригинальная - большой творческий потенциал.
12. Разборчивость:
Чем более понятна подпись, тем более открыт человек.