Смекни!
smekni.com

Развитие советского гражданского права в 1917-1945 гг. (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение. 3

1. Общая характеристика гражданского права в период с 1917 по 1945 гг. 4

2. Изменения гражданского права в 1917 г. 5

3. Гражданское право в период с 1918-1920 гг. 9

4. Гражданское право в период НЭПа (1921-1929 гг.) 13

5. Гражданское право в период коренной ломки общественных отношений (1930-19141 гг.) 20

6. Гражданское право в период Великой отечественной войны (1941-1945 гг.) 25

Заключение. 29

Список литературы.. 30

Введение

Закономерности развития гражданского права как науки могут быть познаны на базе изучения истории российского общества и сопутствующих ей систем законодательства.

В этом отношении российское право в целом, в том числе и гражданское право, представляет собой уникальное явление. Современное гражданское право несет на себе воздействие трех социально-экономических и политических систем организации общества: капиталистического до Октябрьской революции 1917 г., социалистического до начала 90-х гг. XX в. и современного общества с рыночной экономикой, движущегося в направлении капитализма.

Цель настоящей работы – показать развитие гражданского права в период с 1917 по 1945 гг.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи: раскрыть основные тенденции развития гражданского законодательства в исследуемый период, раскрыть содержание гражданского законодательства в период с 1917 по 1945 гг., разбив на более короткие отрезки времени, соответствующие изменениям в общественной жизни советского общества и изменениям советского гражданского законодательства.

Для решения поставленных задач будут применены методы анализа и синтеза, системный, исторический.

Настоящая контрольная работа состоит из введения, шести параграфов, заключения и списка литературы.

1. Общая характеристика гражданского права в период с 1917 по 1945 гг.

В первый период существования советского государства (1917 - 1922 гг.) широкое распространение получила марксистско-ленинская теория отмирания государства и права при социализме. В условиях вакуума законов юристы стали увлекаться психологическими и социологическими теориями, теорией социальных функций Дюги. Один из наиболее известных юристов того времени А.Г. Гойхбарх писал, что если правом буржуазного владычества является законодательство, а его детищем - закон, то храмом пролетарского и социалистического строя является управление[1]. Другой видный государственный деятель и юрист первых лет советской власти П.И. Стучка допускал существование права без закона, официально признавая возможность осуществления правосудия на основе социалистического правосознания[2]. Гражданское право признавалось буржуазным, а законы и иные правовые акты, принимаемые в области регулирования имущественных отношений, стали называться хозяйственным (хозяйственно-управленческим) правом.

С переходом к новой экономической политике в 1922 г. вновь стали получать признание товарно-денежные отношения в частном секторе народного хозяйства страны. В государственном секторе продолжали действовать воззрения на роль права, появившиеся в первые годы советской власти. В условиях ограниченного признания государством товарно-денежных отношений в 1922 г. был принят первый Гражданский кодекс РСФСР. В связи с многоукладностью в области экономики в конце 20-х гг. появилась теория двухсекторного права, основным создателем которой был П.И. Стучка. В соответствии с данной теорией хозяйственно-административное право должно регулировать отношения внутри социалистического сектора; гражданское право, основанное на ГК РСФСР, - отношения между частными собственниками и отчасти межсекторные отношения. С ростом социалистической собственности расширяется сфера действия хозяйственно-административного права и, наоборот, с уничтожением частной собственности гражданское право отмирает[3]. При ликвидации многоукладности в экономике в начале 30-х гг. теория двухсекторного права утратила значение. На смену ей пришла теория единого хозяйственного права, основными создателями которой были Е.Б. Пашуканис и Л.Я. Гинзбург[4]. Теория единого хозяйственного права была связана с принижением и по существу с полным отрицанием роли гражданского права в регулировании имущественных отношений при социализме.

После принятия в 1936 г. Конституции СССР, провозгласившей построение социализма в стране и закрепление за советскими гражданами имущественных и неимущественных прав, данная теория была признана вредительской и, как результат этого - прекратила существование. Гражданское право восстановило свое положение в системе советского права в качестве единой отрасли права, регулирующей имущественные и неимущественные отношения на началах юридического равенства участников этих отношений, что было закреплено в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 г. и Гражданском кодексе РСФСР 1964 г.

2. Изменения гражданского права в 1917 г.

Изменения в экономических отношениях, курс на социалистическое строительство не могли не отразиться и на гражданском праве. Прежде всего изменился статус субъектов гражданских правоотношений, в особенности физических лиц. Были сняты всякого рода ограничения, которые существовали до революции по половому, национальному, вероисповедному принципам. Теперь все граждане получили совершенно одинаковую гражданскую правоспособность. Если в политических правах полного равенства не существовало, то в гражданских оно осуществлялось последовательно. Что касается юридических лиц, то их круг и права заметно менялись по мере национализации различных объектов и других изменений в хозяйственном обороте.

Изменились отношения собственности. Масса объектов, притом наиболее ценных, перешла в государственную собственность. Это земля, большой круг промышленных предприятий, транспорт и т.д. Вместе с тем в силу сохраняющейся многоукладности экономики оставалась в значительном объеме и частная собственность на средства производства.

Переход крупнейших хозяйственных объектов в собственность государства породил новую отрасль, которую впоследствии стали называть хозяйственным правом. Дело в том, что по отношению к национализированным объектам государство выступало сразу в двух качествах: с одной стороны, как собственник, а с другой - как административная система. То есть хозяйственные объекты, по существу, переходили из сферы чисто гражданских правоотношений в сферу административного регулирования. Вот этот своеобразный сплав цивилистических и административно-правовых отношений и называют хозяйственным правом.

Для данного периода характерно сужение спектра гражданско-правовых отношений. Национализация вывела из гражданского оборота достаточно широкий круг объектов. Они перестали продаваться, покупаться, обмениваться и могли теперь передаваться от субъекта к субъекту лишь в порядке административного распоряжения.

Гражданский оборот сузился и за счет введения довольно широкого круга монополий. То есть возник круг объектов, которые могли продаваться только государством, частная торговля ими была запрещена. Например, для того, чтобы получить из деревни хлеб, было монополизировано распределение таких товаров, как ткани, обувь, нитки, спички и т.д.

Была введена монополия внешней торговли. В этой сфере любые товары могли покупаться или продаваться только надлежащими государственными органами, что позволило установить полный контроль над валютным оборотом, воспрепятствовать вывозу капиталов за границу.

В апреле 1918 г. был издан Декрет об отмене наследования. Он реализовал давнюю идею марксистов о ликвидации права наследования как способе упразднения частной собственности. Представлялось, что таким образом можно наиболее безболезненно лишить эксплуататоров возможности накопления и передачи средств производства. Декрет именно так и решил эту задачу. Всякое имущество, оцениваемое на сумму свыше 10 тыс. руб., после смерти собственника переходило в доход государства. Эта сумма была довольно значительной в начале 1918 г. Например, прожиточный минимум в то время определялся в размере 240 руб. в месяц. Совершенно очевидно, что никакое более или менее крупное предприятие уже не могло теперь перейти по наследству. Важно, что интересы основной части населения этот Декрет не затрагивал, поскольку стоимость его имущества в большинстве случаев не превышала названной суммы. Декрет оговаривал, что в случае, если на иждивении наследодателя состояли нуждающиеся нетрудоспособные лица, они имели право получать содержание из имущества умершего.

До революции нормы семейного права считались частью гражданского и содержались в Своде законов гражданских. Это подчеркивало приоритет имущественных прав в семейно-правовом регулировании. Характер брака как гражданско-правовой сделки не менялся и от того, что большое место в семейном законодательстве занимали канонические нормы, обращенные как будто не к презренной материи, а к душе.

Марксизм считал семью порождением классового общества, в силу чего она с ликвидацией капитализма должна была отмереть. Однако сразу взять курс на ликвидацию семьи новая власть не решилась. Дело ограничилось тем, что было отброшено архаичное прежнее законодательство и введены нормы по существу буржуазные, но в их лучшем варианте, что поставило Россию по регулированию семейных отношений в ряд наиболее цивилизованных стран.

Прежде всего, это коснулось формы брака. Был отвергнут феодальный церковный брак и установлен вполне современный светский, гражданский брак. Идея гражданского брака возникла у протестантов еще в эпоху реформации. В России она появилась в ходе реформ XIX в., но встретила жесткое сопротивление прежде всего, конечно, со стороны церкви. Гражданский брак был допущен лишь в виде исключения, например для староверов, которых нельзя было венчать в официальной церкви[5].