Смекни!
smekni.com

Характеристика договора ссуды. Область применения договора ссуды в современных условиях (стр. 2 из 4)

В случае смерти гражданина-ссудодателя либо реорганиза­ции или ликвидации юридического лица — ссудодателя права и обязанности ссудодателя по договору безвозмездного пользова­ния переходят к наследнику (правопреемнику) или к другому ли­цу, к которому перешло право собственности на вещь или иное право, на основании которого вещь была передана в безвозмезд­ное пользование.

В случае реорганизации юридического лица — ссудополуча­теля его права и обязанности по договору переходят к юридичес­кому лицу, являющемуся его правопреемником, если иное не пре­дусмотрено договором.

Договор безвозмездного пользования (ссуды) прекращается в случае смерти гражданина-ссудополучателя или ликвидации юридичес­кого лица — ссудополучателя, если иное не предусмотрено договором.

В условиях рыночных товарно-денежных отношений имущественные связи осуществляются, как правило, посредством возмездных отношений, поэтому договор ссуды имеет ограниченное применение. Иногда юридические лица в порядке товарищеского сотрудничества или шефства передают другим организациям в безвозмездное временное пользование дефицитное оборудование, приборы, транспортные средства, театральный реквизит, костюмы для художественной самодеятельности и т.д. Юридические лица передают во временное безвозмездное пользование гражданам различные предметы для удовлетворения культурно-бытовых потребностей (книги, спортивный инвентарь, настольные игры и т.п.). В быту граждане не редко передают другим гражданам во временное безвозмездное пользование различные вещи (жилые помещения, хозяйственные постройки, автомобили, различные бытовые приборы, предметы домашнего обихода и т.д.) с целью оказания товарищеской услуги.

2. Компенсация морального вреда.

Право гражданина на компенсацию (материальное возмещение) морального вреда гарантировано Конституцией РБ (ст.60) и является способом защиты гражданских прав, неприкосновенности и достоинства личности в установленном законом порядке.

Установленные статьей 152 Гражданского кодекса РБ общие правила компенсации морального вреда в качестве способа защиты личных неимущественных прав и других нематериальных благ применяются с 1 июля 1999 года, то есть с момента введения в действие Гражданского кодекса РБ.

Как определил Пленум Верховного Суда РБ в своем Постановлении «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» от 28 сентября 2000 г. №7 в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникших споров судам необходимо по каждому делу о компенсации морального вреда выяснять: характер спорного правоотношения, какими правовыми нормами оно регулируется, когда вступил в силу акт законодательства, предусматривающий условия и порядок компенсации морального вреда по данному правоотношению, а также когда были совершены действия, повлекшие его наступление.

Примерный перечень нематериальных благ содержится в п.1 ст.151 ГК. Это право на жизнь, здоровье, честь, досто­инство, доброе имя, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства и иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу акта законодательства. К ним также относятся: право на национальную принадлежность, на свободу вероисповедания, на свободу выбора языка общения, воспитания и обучения, иные права неимущественного характера, гарантированные Конституцией РБ.

В соответствии с ч.1 ст. 152 ГК под моральным вредом следует понимать испытываемые гражданином физические и (или) нравственные страдания.

Для более глубокого понимания сущности и содержания морального
вреда необходимо уяснить смысл такого психического явления, как
страдание. В толковом словаре русского языка страдание определяется как
«физическая или нравственная боль, мучение», а боль в свою очередь,
связывается, с «ощущением страдания».[3] Таким образом, и боль, и страдания
неразрывно связаны между собой.

Характерными признаками страдания, которые, в частности, могут
быть установлены и использованы в суде, являются следующие:
поведенческие признаки и психическое состояние человека. Страдающий
человек внешне выглядит печальным, отрешенным от происходящих
событий, он испытывает одиночество, изолированность, особенно от тех, кто
заботится о нем. Чувствует себя неудачником, несчастным, потерпевшим
поражение, неспособным к достижению прежних успехов. Уныния, упадок
духа, мысли о своей профессиональной некомпетентности, об утрате смысла
жизни все чаще посещают его. Понижается и общий физический тонус.
Появляются сопутствующие этому различного рода функциональные
расстройства, нарушаются сон, аппетит.

В ГК РБ, а также в постановлении Пленума Верховного Суда РБ от 28.09.2000г. употребляются две разновидности страданий: страдания нравственные и страдания физические.
Вместе с тем, понятие «нравственность» и производное от него
прилагательное «нравственный» имеют несколько смысловых оттенков.
Прежде всего, нравственность - это правила, определяющие поведение
человека в обществе, но кроме этого в понятие нравственности
вкладываются «духовные, душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения». Наконец, понятие
«нравственный» употребляется не только по отношению к человеку,
соблюдающему требования нравственности, но и как прилагательное,
характеризующее то или иное явление, «относящееся к внутренней,
духовной жизни человека».[4]

С этой точки зрения нравственные или душевные страдания человека
напрямую связаны с его глубинными личностными структурами, которые
подвергаются посягательству, что и вызывает у него столь сильную ответную эмоциональную реакцию в виде отрицательных переживаний, называемых страданиями.

Поскольку с помощью понятий «личность», «личностный»
раскрывается включенность человека в общественные отношения, его
положение в обществе, есть все основания утверждать,, что источником
нравственных страданий субъекта являются, прежде всего, посягательства на
его социальный статус, честь и достоинство, личные убеждения (если они,
разумеется, не носят антиобщественный, противоправный характер), на его
самооценку, сложившуюся в систему его межличностных отношений.

Все это, безусловно, связано с правами человека и его свободами,
гарантированными Конституцией РБ. Поэтому посягательства на его
неприкосновенность, свободу, мировоззрение, ценностные ориентации, то
есть на все-то, что позволяет ему быть, оставаться личностью в обществе
могут, на наш взгляд, вызвать нравственные (душевные) страдания.
Например, принудительное лишение глубоко верующего человека
возможности участия в отправлении тех или иных религиозных обрядов,
принуждение его к выполнению действий, противоречащих его религиозным
взглядам, несомненно посягают на его мировоззрение, ценностные
ориентации, личностные установки, совесть и вследствие этого не могут не
вызывать у него неприятных переживаний в виде нравственных страданий.
Лица, виновные в этом, представляется, должны по закону компенсировать ему причиненный своими противоправными действиями моральный вред.

Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РБ в постановлении от 28
сентября 2000г.: «Нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытие врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав граждан и т.п.».

Из приведенного текста следует, что Верховный Суд
раскрывает содержания одного из видов морального вреда - нравственных
страданий. Что касается физических страданий (второго вида страданий), то
они (в отличие от нравственных страданий), связаны с причинением
человеку физической боли, мучений, всегда сопутствующих нанесению
телесных повреждений, различного рода увечий, истязаний, заражению
какой- либо инфекцией, заболеванию, которое может быть результатом, в
том числе и перенесенных нравственных страданий.

Указывая, что моральный вред может заключаться в переживаниях в
связи с болью, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате
нравственных страданий, Верховный Суд РБ, таким образом, допускает
возможность компенсации вторичного морального вреда. Например, если в
результате распространения не соответствующих действительности
порочащих сведений лицо испытывает переживания (нравственные
страдания), переносит в результате этого гипертонический криз с болевыми
ощущениями (физические страдания), испытывает переживания и по этому
поводу вторичные нравственные страдания, то нет оснований не признать
совокупным моральный вред, находящийся в причинной связи с противоправным деянием в виде распространения не соответствующих
действительности сведений.

Следует отметить, что понятие «физические страдания» не совпадает
по своему содержанию с понятием «физический вред» или «вред здоровью».
Физические страдания - это одна из форм морального вреда, в том его виде,
как он определен в законодательстве РБ (ст. 152 ГК РБ). В то же
время физический вред, который целесообразнее было бы называть
органическим вредом, представляет собой любые негативные изменения в
организме человека. Физический (органический) вред - это вред
материализованный; негативные изменения происходят в организме под
влиянием определенных внешних воздействий. Эти изменения в свою
очередь приводят или могут привести к изменениям в состоянии
психического благополучия и (или) в имущественной сфере личности.
Негативные изменения в состоянии психологического благополучия могут
выражаться в обоего рода страданиях (моральный вред), а негативные
изменения в имущественной сфере - в расходах, связанных с компенсацией
недостатков в организме потерпевшего, и утрате дохода (имущественный
вред).[5] Следовательно, любой органический вред в целях его возмещения
распадается на моральный и имущественный.