По сведениям МВД РФ, в 2004-2008 гг. наблюдался рост преступлений на почве агрессивной ксенофобии. Так, в 2004 г. было возбуждено 139 уголовных дел по преступлениям в сфере межнациональных отношений, в 2005 г. - 152, в 2006 г. - 263, в 2007 г. - 356 уголовных дел. 8 октября 2008 г. представители Следственного комитета при прокуратуре РФ объявили, что с начала года в России зарегистрировано 380 преступлений экстремистской направленности, из которых 322 уже раскрыто.
В стране не ликвидирована массовая бедность и не сглажен социальный, имущественный разрыв между разными слоями населения. К сожалению, на сегодня в России около 2 миллионов беспризорных детей, более 2 миллионов не имеет образования, растет наркомания, алкоголизм, нарушаются права на жизнь, здоровье и семью, а отсюда и высокая преступность. [3]
Население России сокращается на 700 тысяч в год. Все это сводит на нет указанные фундаментальные ценности. Под угрозой оказался генофонд нации.
В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ в 2006 году предложил: «отодвинуть в сторону политические амбиции и не распылять ресурсы, сосредоточиться на решении важнейшей для страны демографической проблеме». Путин предложил программу стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка. Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой и социальной поддержки молодой семьи. Помимо этого, необходимо совместно с субъектами Федерации разработать программу по материальному стимулированию устройства на воспитание в семью сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таких детей, находящихся в детдомах около 200 тысяч. На самом деле - сирот гораздо больше.
В России серьезно нарушаются права женщин, однако сейчас ситуация лучше, чем в советское время. Об этом в интервью Интерфаксу заявила глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. «С правами женщин у нас дела обстоят неважно», - сказала Алексеева. «Во-первых, у безработицы в России - женское лицо. Женщин больше всего увольняют в связи с финансовым кризисом. Во-вторых, в России существует домашнее насилие, которое вообще не считается преступлением. Проблем много. Никакие права женщин у нас не обеспечены, как, впрочем, и права мужчин», - заявила Алексеева.
При этом она отметила улучшение ситуации по сравнению с советским временем. «К примеру, такая сфера, как бизнес, для женщин не закрыта, хотя женщинам работать тяжелее, чем мужчинам. Много женщин работает в секторе неправительственных организаций, в том числе правозащитных. В СССР такого сектора просто не было», - напомнила Алексеева.
Она также отметила, что в последнее время в России больше женщин появилось в политике. «Но в западных странах процент женщин среди парламентариев, министров и глав правительств - очень солидный. У нас ничего подобного нет». [4]
Ослаблены гарантии социальных прав. Менее доступны для значительной части населения становятся высшее образование, медицинское обслуживание, отдых, жилье, лекарства, санаторное лечение.
В тяжелые годы реформ подавляющее большинство пенсионеров, фактически оказались за чертой бедности. Прежде всего из-за краха неприспособленной к рыночным условиям пенсионной системы.
Ситуация, сложившаяся сейчас с пенсиями немного лучше но, размер минимальной пенсии еще не достиг размера прожиточного минимума, установленного государством для этой демографической группы населения.
Именно поэтому принятая Россией Декларация прав и свобод человека и гражданина, несмотря на ее огромное моральное и общественное значение, воспринимается многими как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ. В нем права в основном лишь декларированы, а не гарантированы. Плохо работает закрепленный в Конституции тезис о том, что права человека являются «непосредственно действующими» (ст.18 Конституции РФ).
Ученые-правоведы обращают внимание: «Конституция - не литературное произведение, а строгий юридический документ. Его смысл не в том, чтобы до предела насытить текст красивыми фразами из международно-правовых актов о правах человека. Конституция должна опираться на традиции и реалии собственной страны, ее нормы, особенно если это касается прав человека, действительно призвана давать человеку возможность жить по меркам цивилизованного мира. Иначе вся правовая система будет оставаться ущербной и неполноценной». [5]
Анализ же содержания многих статей Конституции РФ обнаруживает между тем некую «дифференциацию прав и свобод человека на права, непосредственно закрепленные в Конституции, и права, не закрепленные в ней. Так, в ст.55 Конституции указывается, что перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Конституционное закрепление дает правам и свободам особые гарантии реализации и защиты, в частности защиту в форме конституционного контроля. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный суд Российской Федерации проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а не всех общепризнанных прав и свобод. Если по замыслу разработчиков Конституции РФ такая защита предоставляется только закрепленным в Конституции правам, то очевидно, что иные общепризнанные права имеют меньшую ценность. В качестве примера общепризнанных прав, не нашедших закрепления в Конституции РФ, можно привести так называемые репродуктивные права. На их отнесение к числу общепризнанных прав указывает закрепление в таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о защите прав и основных свобод от 4 ноября 1951 г., Конвенция ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», Конвенция от 2 сентября 1990 г. «О правах ребенка», Всеобщая декларация от 11 ноября 1997 г. «О геноме человека и правах человека» и мн.др.[6]
На несовершенность действующей Конституции РФ указывает и «прямо закрепленная возможная «отчуждаемость» прав и свобод человека:
В частности ч.1 ст.22 закрепляет право каждого на свободу и личную неприкосновенность, но в ч.2 закрепляется право государственных органов на арест и заключение под стражу человека; ч.2 ст.23 закрепляет право каждого на тайну переписки, и здесь же закреплено право государства ограничить право переписки; в ст.25 закреплено право на неприкосновенность жилища и одновременно право проникновения в жилище в установленном федеральным законом порядке. В ст.37 Российской Конституции закреплено: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Очевидно отступление государства от обязательств, гарантирующих право на труд каждому и защищающих это право. Из ст.37 можно сделать вывод, что государство не только не гарантирует и не защищает право на труд, но и практически самоустраняется от своей активной роли в регулировании этого одного из важнейших в жизни каждого человека прав». Поэтому «содержание права всегда шире, чем содержание законов, выражающих и закрепляющих это право. Чем содержание законов будет ближе к содержанию права, тем общество, где принимаются и применяются такие законы будет более демократичным, гражданским и свободным» [7]
Русский дореволюционный юрист П.И. Новгородцев писал, что среди прав, которые обыкновенно помещаются в Декларациях, нет одного, которое по всем данным должно было бы найти место в символе веры современного правосознания: это - право на достойное существование.
Признание этого права имеет не только нравственное, но и юридическое значение. [8]
В наше время подобное право закреплено в соответствующих международных документах. В частности, во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года говорится: «Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для его самого и членов его семьи» (ст. 3); «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» (ст.25).
К сожалению, такое право в действующей Конституции РФ четко не обозначено. В ней лишь записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Из этого следует, что, указанные выше международные стандарты по данной важнейшей позиции не соблюдены. Причины: государство пока не в состоянии выполнить эти требования.
Но помимо необеспеченности и негарантированности прав они еще и грубо нарушаются как криминальными элементами, так и самой властью, ее представителями. Об этом, в частности, свидетельствует доклад, подготовленный Комиссией по правам человека при Президенте РФ «О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации за 2005 год». В докладе приводится большой перечень таких нарушений в различных областях экономической, политической, социальной, исправительной системы, в деятельности силовых структур. Именно поэтому в Президентском Послании Федеральному Собранию в 2005 году ставится задача создания эффективной системы защиты человека от произвола самого государства: «Сама власть не должна злоупотреблять имеющимися у нее административными рычагами. И она обязана открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии.