2. Первые десятилетия V в. Были важным рубежом в развитии имперского общества. Предпосылками создания Кодекса Феодосия явились разночтения между новым разрозненным императорским законодательством (jus novus) и традиционными частично устаревшими источниками права (jus vetus) усугублялись тем, что в старом праве предпочтение отдавалось более ранним законам или толкованиям, тогда как в сфере императорского законодательства изначально утвердился противоположный принцип: из двух указов по одному вопросу применению подлежит позднейший. При всем том императорское законодательство достаточно тщательно сохранялось в государственных архивах, а источники старого права утрачивались со временем, воспроизводились в юридических работах, перетолковывались, и за древностью лет многое в них становилось уже малопонятным или вовсе не понятным. Это же мнение мы находим в книге А.А. Васильва «История Византийской империи», в которой имеем: «Ко времени Феодосия II относится древнейший дошедший до нас сборник указов римских императоров. Уже давно чувствовалась настоятельная необходимость в подобном сборнике, так как многочисленные указы, не собранные воедино, забывались и терялись, что вносило большую путаницу в дела и затрудняло юристов». [4, с. 133-139]
В начале IV в. почти официальное признание получают «Замечания» известнейших юристов Павла и Ульпиана на сочинения по частному праву другой знаменитости - Папиниана; в них был обобщен материал по основным проблемам гражданского права и судопроизводства.Надо отметить, что сочинения римских юристов (iura populi Romani) не были полностью забыты ко времени правления Феодосия II. Полнее пытается регулировать применение классических сочинений закон Феодосия II и Валентиниана III (426 г.), так называемый lex Allegatoria (закон о цитировании – Cod. Th. 1. 4, позднее получил название «суд умерших» [16, с. 37]). Закон этот придает юридически обязательную силу сочинениям пяти юристов – Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая ("Papiniani, Pauli, Gai, Ulpiani atque Modestini scripta universa firmamus").Однако при доминате роль юристов как поддержки императора значительно ослабевает.
Таким образом, противоречия между jus – порядком, сохранившимся из прошлого, и leges – новым порядком, содержавшимся в конституциях императоров, выявили потребность в кодификации римского права. После Законов XII таблиц Адрианом совершается кодификация эдиктов городских и перегринских преторов, затем следуют Кодексы Грегориана и Гермогениана и, наконец, первая официальная (санкционированная императором) кодификация leges – Кодекс Феодосия.
Древнейшая попытка кодификации подобного рода принадлежит периоду принципата, когда некий Папирий Юст собрал конституции императора Марка Аврелия в 20 книгах. Но этот сборник (libri viginti constitutionum [16 с. 37]), конечно, ко времени абсолютной монархии устарел и утратил свое значение.
Проясним этимологию слова “кодекс”.
Ко́декс (лат. Codex – книга) — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Иногда употребляют это слово в более широком смысле: кодекс чести, моральный кодекс, кодекс грамматических правил и т. д. Латинское выражение codex или caudex имело ещё больше значений. Кодексом назывались: ствол дерева; чурбан или колодка, прикрепляемая к ногам преступника, которую последний волочил за собой и на которую садился; брёвна, служившие основанием плавучего моста или перевозного парома; наконец, деревянные дощечки, намазанные воском, предназначенные для письма и в своём соединении составлявшие книгу, в отличие от свитка (volumen). Отсюда, между прочим, codices назывались кассовые книги римлян. Издание Феодосием императорских конституций под названием Кодекс, имевшее огромный успех, укрепило за словом значение законодательного сборника. В средних веках выражение кодекс затерялось (собрания законов в это время называют просто leges) и восстановливается только с XVI в. С этого времени слово «кодекс» становится очень употребительным. [5]
Основная причина создания Кодекса Феодосия (исходя из потребностей того периода) преследовала определенные цели, основной из которых было «удовлетворение информационных потребностей юридической практики в рамках реализации программы обеспечения определенности права». Еще раз подчеркиваю, что проблема неопределенности правовых установлений ясно осознавалась позднеантичным обществом уже во второй половине IV в., и создание Кодекса было одним из средств ее решения. Поэтому сборник законов (по злободневным для IV в. вопросам) должен был выступить в качестве завершения той системы классического права.
Мне представляется, что косвенное влияние на формирование содержания Кодекса Феодосия также оказал такой процесс, как слияние цивильного и преторского права.
С чего же начиналось создание Кодекса Феодосия?
Программа создания Кодекса зафиксирована в пятой и шестой конституциях первого титула его первой книги (Codex Theodosianus I.1.5; I.1.6), в соответствии с которыми по образцу Гермогенианова и Грегорианова Кодексов должен был быть создан кодекс императорских конституций, изданных в форме «всеобщих законов» или императорских «эдиктов» (edictales et generales constitutiones). Согласно первоначальной программе, изложенной в конституции C.Th I.1.5, предполагалось создание двух кодексов – первого – всех императорских конституций, в том числе, утративших юридическую силу, и второго – «кодекса жизненного руководства» (codex magisterium vitae), в который должны были войти только действующие императорские конституции, сопровождаемые толкованиями, составленными из фрагментов авторитетных юридических сочинений. Данный план был осуществлен только частично. Был издан лишь один из первоначально запланированных кодексов, в него вошли только действующие императорские постановления, но не были включены фрагменты сочинений юристов. Изменение программы издания Кодекса отражено в конституции C.Th I.1.6. [6, с. 8]
Для того чтобы лучше понять исторический документ, осмыслить его содержание относительно существовавшей эпохи, необходимо, на мой взгляд, поближе познакомиться с биографией его «создателя» (в честь которого кодекс был назван) и событиями происходившими в то время.
Итак, Феодосий II, Младший, (греч. Θεοδόσιος Β') (около 401-28.07.450) – император Восточной Римской империи (Византия) на протяжении 48 лет, с 402 года, когда он (еще ребенком) стал соправителем своего отца Аркадия. В 408 г. после его смерти стал Августом. Несмотря на рекордный для империи срок правления, Феодосий никогда не держал бразды управления государством в собственных руках, передоверив ведение дел своим царедворцам и родственникам, (но это, как известно, не способствует устойчивости государства). Сначала это был префект претория Анфемий. В это время было затеяно обнесение Константинополя мощными стенами, частично уцелевшими до наших дней. В 414 г. регентом при малолетнем монархе была объявлена его деятельная сестра Пульхерия. Благодаря ее заботам Феодосий II получил блестящее образование: знал греч. и лат. языки, математику, астрономию, историю, рисовал и даже иллюстрировал переписанные книги, а за прекрасный почерк получил прозвище «Каллиграф». С 428 по 441 гг. большое влияние на государственное управление оказывала его жена Евдокия, позднее власть находилась фактически в руках евнуха Хрисафия.
Что касается внешней политики, то здесь главной проблемой оставался все продолжающийся процесс переселения народов. Основные заботы Феодосия и его министров состояли в отражении нападений варваров с севера (гунны), запада (вандалы) и востока (персы). Значительная часть наступлений была отбита, однако в 429 г. вандалы заняли большую часть византийской Северной Африки, а вождь гуннов Аттила, несмотря на примирительную политику Феодосия, в 441-43 гг. опустошил дунайские провинции империи. С западным императором Валентинианом III Феодосий старался поддерживать дружественные отношения и выдал за него свою дочь Лицинию Евдоксию. Во внутренней жизни Византии эпохи императора Феодосия уже чувствовались происходившие изменения: она теряла черты поздней Римской империи и превращалась в иное государство.
В 450 г. Феодосия на охоте сбросил его конь, и он умер от повреждения позвоночника. На нём закончилась династия его деда, Феодосия Великого.
К чему Феодосий питал подлинную склонность — так это занятие науками. При нём в 425 г. открылся Константинопольский университет. В 420 г. он дал разрешение открыть школы в Западной Армении. Наконец, в 438 г. был введен в употребление кодекс Феодосия. Христианскую церковь в правление Феодосия II потрясали смуты. При нем неоднократно созывались Эфесские соборы. Феодосий II вошел в историю как безвольный и посредственный правитель, хотя и обладал незаурядными способностями. [5]
Итак, Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus) был составлен в 435 г. комиссией из 16 юристов, назначенной восточно-римским императором Феодосием II (опубликован 15 февраля 438). Изданию Кодекса Феодосия предшествовали уже упомянутые частные кодификации, не имевшие официального значения: Кодекс Грегориана (содержал распоряжения - конституции императоров с 196 по 295), Кодекс Гермогениана (более поздние конституции), Кодекс Диоклетиана. Данные кодексы известны только в отрывках. Кодекс Феодосия состоял из 16 книг, разделённых на главы - титулы, включал все конституции, действовавшие в 313-437гг. По мысли Феодосия, кодекс должен был составить единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана.[1]
Обстоятельства кодификации известны недостаточно полно, тем не менее: кодекс включал свыше трех тысяч сокращенных и переработанных конституций римских императоров (по подсчету Т. Оноре – 2529), начиная с Константина I (древнейшая из который относится к 313 году, самая поздняя 437г.). Этот юридический сборник в большей степени, чем предшествующие, отразил не только указанную выше эволюцию права, но и реальные изменения общественных отношений, в частности, рост крупного землевладения нового типа, развитие колоната, варваризацию армии и государственного управления.