Смекни!
smekni.com

Источники римского права постклассического периода. Кодекс Феодосия (стр. 7 из 8)

Отсюда следует, что Кодекс Феодосия имеет в истории крупное значение. Прежде всего, он является драгоценнейшим источником вообще для внутренней истории IV и V веков. Кроме того, охватывая эпоху, когда христианство сделалось государственной религией, законодательный сборник Феодосия как бы подводит итоги тому, что новая религия сделала в области права, какие изменения она внесла в юридические отношения.

Шестнадцатая книга Кодекса Феодосия стала предметом большого числа научных изысканий. Существует также несколько переводов книги на современные европейские языки.

Рассмотрим фрагмент 1-го титула (перевод Е.В. Сильвестровой [6, с.10]):

I. De fi de catholica. 1. Impp. Val(entini)anus et Valens AA. ad Symmachum p(raefectum) U(rbi). Quisquis seu iudex seu apparitor ad custodiam templorum homines christianae religionis adposuerit sciat non saluti suae, non fortunis esse parcendum. Dat. xv kal. Decemb. Med(iolano), Val(entini)ano et Valente AA. conss. О кафолической вере. Императоры Валентиниан и Валент Августы Симмаху префекту Города. Какой бы судья или служащий ни приставил людей христианской религии к охране храмов, пусть знает, что не пощадят ни его здоровья, ни имущества. Принято в пятнадцатый день до декабрьских календ в Медиолане, в кон- сульство Валентиниана и Валента Августов.

Историческая справка. Конституция Валентиниана I — «западная», принята в Медиолане (современный Милан), адресована Луцию Симмаху, отцу знаменитого оратора Симмаха. Л. Симмах занимал должность префекта города Рима с 22 апреля 364 г. по 9 марта 365 г. Конституция датируется, однако, согласно составителям Кодекса Феодосия, 17 ноября 365 г. Поэтому более правильной представляется дата, предложенная Зееком: конституция была издана в Медиолане 17 ноября 364 г. и опубликована в Риме в начале 365 г.

Л. де Джовани, впрочем, полагает, что речь в ней идет не о гражданских смотрителях храмов, а о военных, которым при определенных обстоятельствах могла быть поручена охрана религиозных строений в целях обеспечения общественного порядка.

Дадим комментарий согласно научному источнику. Конституция дарует христианам освобождение от повинности по охране языческих храмов.

За нарушение запрета привлекать христиан к охране языческих храмов на высокопоставленных чиновников налагается имущественное взыскание, а по отношению к нижестоящим служащим устанавливается телесное наказание.

В IV—VI вв. римская юридическая мысль и судебная практика все больше впитывали правовые нормы и обычаи народов, населявших территорию империи, это также сказалось на кодексе Феодосия. Изучение Кодекса привело исследователей к заключению, что составители его имели в своем распоряжении материалы из архивов Бейрутской юридической школы, а также из коллекций частных юрисконсультов. Да, действительно в тексте Кодекса обнаружены некоторые неточности как в содержании конституций, известных из других источников, так и в обозначении места и времени их издания. Но наиболее удачно значение Кодекса как исторического источника сформулировано Л. Венгером, он пишет, что «выдающееся значение Кодекса Феодосия состоит в том, что он является важнейшим источником для изучения преобразования самой сущности римского государства в средневековое феодальное». Кроме этого, все исследователи Кодекса Феодосия пришли к единому мнению, признав его ценность как подборки законов без редакторской правки, что повышает фактическую значимость законов и дает возможность более четко выявить эволюцию социальных отношений. «По сути дела, в кодексе Феодосия мы имеем тематически объединенную россыпь законов разного времени, — пишет Г.Е. Лебедева — которые удалось собрать, избегнув какой-либо переработки». Тем не менее, необходимо отметить, что в Кодексе встречаются законы, взаимоисключающие друг друга. Так, например, конституция Валентиниана II (XVI, 1, 4-386) предоставляет свободу собраний арианам, а рядом в той же книге, но другом титуле (XVI, 5, 6-381; 11-383; 12-383) помещены законы, запрещавшие такие собрания. В этом случае, видимо, действовал упомянутый ранее принцип, сформулированный еще Модестином, в соответствии с которым более ранний закон отменялся изданным позднее (Dig. 1, 4, 4).

Историческое и научное значение этого законодательного памятника поистине очень велико. Он поддерживал единство юридического развития в обеих частях римской империи, сделавшись основой их дальнейшего юридического развития (конституции византийских и римских императоров, выходившие после принятия кодекса, присоединялись к нему, как уже отмечалось, под именем "Novellae constitutiones". Они собирались и использовались в судопроизводстве Западной и Восточной империй еще в период совместного правления Феодосия II и Валентиниана III до 450 г. Например, сохранилась конституция от 1 октября 447 г. "О ратификации новых законов божественного Феодосия". После смерти Феодосия II эту практику продолжил его преемник на Востоке император Марциан (450-457 гг.). При нем, видимо, продолжался интенсивный обмен конституциями с правительством Валентиниана III. Правивший на Западе в 457-461 гг. Майориан, с именем которого современные исследователи связывают последнюю попытку позднеантичной реставрации Западной империи, собрал имевшие хождение в своей части Империи законы Новелл Феодосия II, Валентиниана III и свои собственные в единый Корпус. Возможно, в основе его собрания лежал уже созданный к 460-461 гг. сборник новелл Феодосия II. Новеллы Марциана не были включены в него. Возможно, они составляли самостоятельный сборник, отталкиваясь от которого, Майориан предполагал вернуть правовой центр Империи на Запад). Таким образом, в Новеллы к Кодексу Феодосия вошли постановления правивших на Востоке Феодосия II и Марциана и на Западе Валентиниана III, Майориана, Либия Севера и Антемия. Эти постановления, поскольку они не были отредактированы кодификационной комиссией для своих целей, существенно отличаются от большинства конституций Кодекса своим объемом. Фактически именно Новеллы дают пример того, что собой представлял императорский эдикт IV-V вв.

Кодекс сохранил силу на Востоке до издания Юстиниановой компиляции, а на Западе и после нее, он долго был одним из главнейших источников сведений о римском праве и проводником рецепции последнего в областях, занятых германцами. Он был положен в основание эдикта Теодориха вошел в сокращении (так называемый "Codex Theodosianus epitomatus"), как составная часть, в Бревиарий Алариха и т.д. Он является, вместе с тем, ценным источником сведений об истории римского права, даже гораздо более раннего. В цельном виде Кодекс до сих пор остается нам неизвестным: дело в том, что в рукописях не достает около половины 1-й книги, большей части книг 2-5 и 1, 2 и 11 титулов книги 6-й. Только в 1820 г. в библиотеках Турина и Милана открыты рукописи, содержащие известные теперь части этих книг. Восемь последних книг были известны в рукописях ватиканской библиотеки гораздо раньше (напечатаны в 1550 г.). В 1665 г. появилось издание Готофреда, с замечательными комментариями, имеющими цену и до сих пор, содержащее первые пять книг в виде извлечений из Бревиария, 6-ю и 7-ю, изданные Куяцием в 1566 году, и последние восемь книг. Новое и наиболее полное издание Кодекса Феодосия дал Генель в 1842-44 гг. под заглавием: "Codices Gregorianus, Hermogenianus, Theodosianus"». [15]

Следовательно, можно сделать вывод о том, что Кодекс Феодосия, вместе с предыдущими сборниками, послужил солидным основанием для последующего законодательного дела Юстиниана. Наконец, будучи введенным и на западе в период передвижения германских племен, он вместе с позднейшими новеллами и некоторыми другими юридическими памятниками императорского Рима, оказал большое влияние, прямое и косвенное, на варварское законодательство. Известный "Римский закон вестготов" представляет собой не что иное, как сокращение Феодосиева кодекса и других вышеотмеченных источников. Когда в период раннего средневековья на западе ссылались на римский закон, то имели в виду почти всегда "Римский закон вестготов", а не настоящий Феодосиев кодекс. Последний, таким образом, влиял на законодательство Западной Европы в раннее средневековье через посредство "Бревиария Алариха", сделавшегося главным источником римского права на западе. Кодекс Феодосия также значительно повлиял на образ вестготского кодекса Эрика, лежал в основе бургундского Римского Закона Гундобада и остроготского Эдикта Теодориха.

Отсюда видно, что римское право в то время оказывало влияние на Западную Европу не через посредство кодекса Юстиниана, который распространился на западе лишь с XII века. Об этом иногда забывают, и даже такой выдающийся историк, как француз Фюстель де Куланж, утверждал, будто бы "наукой доказано, что Юстиниановы законодательные сборники сохраняли силу в Галлии до глубины Средних веков ". Все эти обстоятельства ясно показывают, как велико и широко распространено было влияние и значение "Кодекса Феодосия".

3. Усвоив то, что было создано предками, потомки должны работать дальше сами, ибо правовые проблемы не таковы, чтобы они могли быть решены раз навсегда.

Кодекс Феодосия представляет собой уникальный памятник правовой мысли Поздней Римской Империи. Издание Кодекса было одним из значительных этапов систематизации римского права, которая началась с создания Законов XII таблиц, продолжилась затем в неясных планах кодификации источников права, существовавших у Юлия Цезаря, в Вечном Эдикте Сальвия Юлиана, в кодексах императорских конституций, и завершилась, наконец, изданием Свода гражданского права Юстиниана.

Историческое и научное значение Кодекса Феодосия состоит в том, что благодаря ему созданы условия единообразного юридического развития в обеих частях римской империи. Кодекс Феодосия закреплял порядки военно-бюрократической диктатуры и имущественные отношения рабовладельческого строя, фиксировал положения гражданского и уголовного права, легализовал новые феодальные производственные отношения, определил место христианской веры в обществе и т.д.