Я постарался уделить достаточное внимание вопросу религии: в Кодексе Феодосия были собраны конституции императоров новой, христианской Империи, в противовес прежней, языческой. Сам кодекс императорских конституций должен был стать (впервые!) кодексом нового, христианского правопорядка. Однако, если сравнивать Кодекс Феодосия с Кодексом Юстиниана, то можно установить, что последний имел гораздо более явно выраженную идеологическую направленность по сравнению с первым.
Кодекс Феодосия был отражением как высокого интереса той эпохи к праву, так и необходимости прилагать старое законодательство к меняющейся реальности. В этом процессе работа юристов Феодосия не стала окончательной, однако она была необходимым этапом для того синтеза, который будет достигнут через сто лет — в эпоху императора Юстиниана.
По сути дела, Кодекс Феодосия применялся, в первую очередь, в практических целях, нежели в назидательных. На мой взгляд, это был качественно новый источник юриспруденции, несмотря на то что некоторые положения были оформлены согласно критериям классической эпохи.[2] Очень важно, что благодаря кодексу до наших дней дошло правовое наследие Рима, которое представляет огромную ценность не только для правоведов.
Несмотря на то что Кодекс был составлен на Востоке, он имел на Западе, в Галлии, более продолжительное влияние и применялся там даже тогда, когда был отменен на Востоке Кодексом Юстиниана. Кодекс Феодосия сохранился в многочисленных рукописях и переиздавался как в Средние века, так и в Новое время.
Богатство Кодекса в историческом и юридическом отношениях обещает дать еще много новых ценных сведений для историков Византии.
В XIX в. на основе римского права стали осуществляться кодификационные работы. При этом использовалось рациональное зерно этого права: логика построения, абстрактные категории и понятия, точные юридические определения и правовые конструкции. В основной части было доказано это положение. Последовательное проведение индивидуалистических начал, имеющих огромную ценность для господствующего класса общества, сочеталось в Риме с находящейся на весьма высоком уровне формой выражения юридических норм. Следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право (основа Кодекса Феодосия).
Исходя из этого изучение римского права представляет не только исторический интерес, но и является основой для усвоения современного права, базой для подготовки высококвалифицированного юриста.
Оно развивает способности и навыки правового анализа, является примером того, как совершенствовать право на принципах справедливости и гуманизма.
Список использованной литературы:
1) Покровский, И.А. История римского права./ И.А. Покровский
2) Новицкий, И.Б. Римское частное право./ И.Б. Новицкий
3) Дождев, Д.В. Римское частное право: учеб. пособие для вузов./ Д.В. Дождев; под ред. В.С. Нерсесянца. – Москва: Норма, 1997.
4) Васильев А.А. История Византийской империи (Время до Крестовых походов)./ А.А. Васильев. - С.-Петербург: Алетейа,2000.
5)http://ru.wikipedia.org/wiki
6) Сильвестрова, Е.В. Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия, вып. 2./Е.В. Сильвестрова. – Москва, 2009.
7) Murray J.A Dictionary of Greek and Roman Antiquities./John Murray; William Smith, D.C.L., LL.D.; Article by George Long, M.A. - London, 1875.
8) Юридическая энциклопедия «Правотека» [Электронный ресурс] – 2010. – Режим доступа: - http://www.pravoteka.ru/enc/2673.html. - Дата доступа: 25.09.2010.
9) Текст Кодекса Феодосия [Электронный ресурс] – 2010. – http://ancientrome.ru/ius/library/codex/theod/public.htm. - Дата доступа: 23.09.2010.
10) Коптев, А. Кодекс Феодосия и Новеллы императоров Валентиниана III, Майориана и Либия Севера о колонах, сельских рабах и вольноотпущенниках (Theodosiani libri XVI cum constitutionibus sirmonlianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes. Ed. Th. Mommsen et P. Meyer. Berolini)./ А. Коптев 1905. I-II т.
11) Кузищин, В.И. Хрестоматия по истории Древнего Рима./ В. И. Кузищин [др.]. – Москва: Высшая школа, 1987.
12) Донини, А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана)./ А. Донини (пер. с итальянского). – 2-е изд. – Москва: Политиздат, 1989 (Milano, 1977).
13) Ф. де Куланж Римский колонатъ./ Ф. де Куланж; пер. под ред. проф. Гревса. – СПб, 1908.
14) Астапенко, П.Н. Нормативно-правовые основы деятельности религиозных конфессий в римском праве постклассического периода./ П.Н, Астапенко
15) Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [Электронный ресурс] – 2010. – http://www.bibliotekar.ru/bek2/251.htm. - Дата доступа: 25.09.2010.
16) Франчози, Дж. Институционный курс римского права./Дж. Франчози; под общ. ред. и пер. к.и.н., д.ю.н. Л.Л. Кофанов. – Москва: Статут, 2004.
[1] БСЭ. – 3-е изд. – М., 1971. – Т. 5. – С. 359–360.
[2] Вместе с тем в Кодекс Феодосия был включен фрагмент изданной в 426 г. конституции императора Валентиниана III — знаменитый «закон о цитировании» (CTh I.4.3). Хотя данное императорское постановление и выстраивало определенную иерархию правосуждений представителей классической юридической науки, оно не решало проблемы систематизации и унификации источников права на том уровне, который предусматривался в первоначальном варианте программы составления Кодекса 429 г.