БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«История государства и права зарубежных стран»
на тему:
«Источники римского права постклассического периода.
Кодекс Феодосия»
Выполнил:
студент 1 курса
Баранов Р.М.
Преподаватель:
Ковкель Наталья Францевна,
доцент, к.ю.н.
МИНСК
2010
Содержание:
Глава I.
Введение: состояние правотворческой (кодификационной) деятельности в III – V вв. н.э. и источники римского права постклассического периода…............3
Глава II.
Основная часть:…………………………………………………………………..6
Раздел 1
Предпосылки создания Кодекса Феодосия…………………………………...6
Раздел 2
Биография Феодосия II и его деятельность (период домината)………………..8
Раздел 3
Описание, структурная организация кодекса и его наиболее значимые положения (в частности вопрос о христианской вере)………………………...10
Раздел 4
Основные точки зрения некоторых исследователей об исторической ценности Кодекса…………………………………………………........................................28
Глава III. Заключение……………………………………………………............................30
- Список использованной литературы………………………………………......33
- Приложение.
1. Вновь стала очевидной невозможность подготовки квалифицированных юристов без глубокого изучения хотя бы основ римского права, давно ставших, по сути, языком общения юристов разных стран, позволяющим воспринимать и профессионально оценивать конкретные законодательные решения различных правовых систем.
«Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.
Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Европы вплоть до нашего времени и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе». [1, с. 13]
Довольно тщательно разработанное в деталях, не побоюсь этого слова, феноменальной юриспруденции постклассического периода, римское право нашло себя затем в выдающихся кодексах того времени.
Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы.
Римское право состоит из публичного и частного права.
Однако на первом месте стоит как с точки зрения разработанности, так и своего значения для Рима и последующих веков, именно частное право. Римское частное право оказало могущественное влияние на все
дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности. Оно представляет собой одно из важнейших исторических явлений права. [2, с. 3]
Таким образом, римское право проникается началом универсальности и индивидуализма.
Кроме того, в постклассическом Риме утвердилось производство, основанное на труде свободных и полусвободных производителях, которые были экономически связаны со своим занятием и местом жительства. Появились элементы сбалансированного общественного устройства, характерные для феодальной общественно-экономической формации. В совокупности постклассическое право представляло собой синтез права рабовладельческого мира и ростков феодального права.
Понятие «источник права» существует много веков. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере юриспруденции под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки. Также понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.
В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву «источник права» употребляется в различных значениях:
1) как источник содержания правовых норм;
2) как способ (форма) образования норм права;
3) как источник познания права.
Также источники могут быть разделены на следующие две группы:
а) литературные памятники (произведения древних писателей)
б) эпиграфические источники.
По признаку письменной и устной формы источников римляне разделяли право на писаное (jus scriptum) и неписаное (jus non scriptum).
К источникам права относят: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, деятельность юристов и т.д.
Относительного рассматриваемого периода источники римского права представляют собой главным образом совокупность решений конкретных казусов.
К IV веку указы (или конституции) римских императоров, в течение первых двух столетий принципата не имевшие большого влияния на правоотношения, стали значимым источником права. Императорские распоряжения, носившие общее название конституции, делятся на четыре разряда: эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению, рескрипты – распоряжения по отдельным делам (ответы), мандаты – инструкции, дававшиеся императорским чиновникам, декреты – решения по поступившим на рассмотрение императора спорным делам.
Существует и такое мнение: старые законы республиканской эпохи, магистратское право, истолкования юристов-классиков, наконец, юридические обычаи – все это оставалось в Риме действующим правом даже тогда, когда новые императорские постановления количественно стали преобладать в правоприменении. При императоре Феодосии императорские конституции уже были официально признаны главенствующими: отменялись единичные, не имевшие постоянного и общенормативного характера мандаты и эдикты, а прочие объединялись под понятием общеобязательных законов. В обиход вошли и особо значимые постановления – прагматические санкции, которыми на неограниченное время создавался особый правовой режим.
284–565 гг. н. э. – период так называемого постклассического права. В конце периода возникает Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis), котрый по большей части базируется на своем предшественнике – Кодексе Феодосия (Codex Theodosianus), происходит существенная эволюция в развитии юридической мысли. Развитие постклассического права действительно идет в сторону его унификации, подчинения разрозненного самостоятельного творчества юристов интересам центральной власти. Явственно намечается тенденция превратить все право в писаный закон, а в условиях усиления неограниченной власти монарха — в закон императора. Одновременно делаются попытки упростить и стабилизировать законодательство. Свое выражение это находит в тенденции преодолеть юридический формализм классической юриспруденции.
По мнению Дождева, такая периодизация отражает традиционно негативное отношение к этой эпохе, определяемой по контрасту с предшествующим расцветом и последующим синтезом. Пять десятилетий общего кризиса римского общества во второй половине III в. вряд ли вообще поддаются включению в рамки какого-либо периода, каждый из которых, несомненно, обладает своей исторической ценностью. Эпоха позднего Рима отмечена глубокими политическими (становление домината), культурными (утверждение христианства) и правовыми переменами, которые на многие столетия определили облик Европы.
Итак, в III в. н. э. (с 284 г.) в Риме устанавливается режим ничем не ограниченной монархии — доминат (от греч. «доминус» - господин). Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, находящихся в подчинении главы империи — императора с неограниченной властью. В практике законодательства оформилась тенденция, запрещающая действие обычаев, которые отменяют законы. [3, с. 67]
По отношению к императорским конституциям, благодаря кодексам Грегориана, Гермогениана и, в первую очередь, Феодосия, задача судей была значительно облегчена, но конституции продолжали издаваться, многие из находившихся в кодексах оказывались отмененными, вследствие чего по истечении определенного периода пересмотр кодексов и дополнение их делалось необходимым. (Термином «судья» в императорских конституциях постклассического периода обычно обозначается наместник провинции, наделенный, в том числе, и судебными правомочиями). Гораздо труднее было положение частных лиц. Непосредственное пользование сочинениями классических юристов затруднялось уже тем обстоятельством, что они делались в обороте все более и более редкими. Мнения юристов нередко противоречили друг другу. Наконец, условия жизни за 2 – 3 столетия успели во многом существенно измениться, и обычные решения классических юристов оказывались иногда устаревшими. А "Масса императорских конституций", выросшая со времени издания Кодексов Грегориана и Гермогениана, еще больше, по словам акта "de Theodosii codicis auctoritate", затрудняла практическое применение права. Одним словом, чувствовалась общая потребность в полном и официальном пересмотре всей правовой системы.
Таким образом, основной целью написания работы является рассмотрение результатов кодификации (на примере Кодекса Феодосия), ее значение и влияние на жизнь в римском обществе. Для начала необходимо выполнить ряд задач: оценить социально-экономическую обстановку в период создания кодекса, определить основные источники права, которые предшествовали рассматриваемому, выяснить, что такое “кодекс” вообще. Как правило, эти обстоятельства и являются основными факторами, приводящими к осознанию необходимости создания одного систематизированного и упорядоченного нормативно-правового акта, который бы регулировал все сферы жизни.