Вопрос 1. 3
Вопрос 2. 4
Вопрос 3. 6
Вопрос 4. 9
Список литературы 12
Вопрос 1.
Источник публикации.
Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 30 октября 1997 года №136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №44, ст. 5019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №22, ст. 2674
а)
Вопрос | Ответ |
вид договора | Договор двусторонний |
дата подписания | Договор подписан в г. Москве 26 июля 1996 года в двух экземплярах, каждый на русском и испанском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. |
форму (формы) выражения согласия на обязательность | подписание и ратификация договора |
порядок и условия вступления в силу | вступает в силу с 29 марта 1999 г. |
меры обеспечения реализации (в том числе контроля) | контроль осуществляется обоими государствами |
кто является депозитарием | депозитарием являются оба государства |
порядок (способ) прекращения | Договор неопределенно-срочный: Настоящий Договор остается в силе до тех пор, пока его действие не будет прекращено Договаривающимся Государством |
б)
«В области научного и культурного сотрудничества Стороны содействуют обменам между высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими центрами, общественными организациями, учреждениями культуры, архивами и другими организациями».
Данная норма является:
· по действию в отношении круга участников международно-правовых отношений – партикулярной (т.е. действует среди ограниченного количества участников) и локальной
· по способу (методу) правового регулирования – диспозитивная (т.е. в рамках этой нормы Россия и Боливия могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств)
Вопрос 2.
Согласно Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» 1998 г. субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.
В конституциях ряда республик (например, Татарстана, Башкортостана) была признана международная правосубъектность этих республик.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 13 марта 1992 г. признал неконституционным провозглашенное в нормативных правовых актах Республики Татарстан положение о том, что Республика Татарстан является субъектом международного права и строит свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров. По мнению Конституционного Суда РФ, такое положение, по существу, означает, что Татарстан не состоит в Российской Федерации, и потому несовместимо с конституционно-правовым статусом данной республики как субъекта в составе Российской Федерации.
Республики не вправе вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними межправительственные договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, быть членами межправительственных организаций. Республики могут заключать международные договоры по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако в любом случае эти договоры должны носить вторичный, производный характер. Они могут содержать нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих договоров Российской Федерации. В целях обеспечения выполнения таких договоров республики могут иметь свои представительства в иностранных государствах, которые не являются дипломатическими учреждениями.
Например, в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и полномочий в области международных и внешнеэкономических связей 1994 г. в совместном ведении находятся вопросы защиты экономических интересов Республики Башкортостан с иностранными государствами, участие в подготовке вопросов, связанных с установлением торгово-экономического режима в отношениях с иностранными государствами, международными торгово-экономическими и валютно-финансовыми организациями, затрагивающих интересы Республики Башкортостан. Республика Башкортостан вправе самостоятельно осуществлять связи с иностранными государствами в области экономики, науки, культуры и спорта, за исключением тех, которые отнесены к ведению федеральных органов исполнительной власти и совместному ведению Российской Федерации и Башкортостана.
Башкортостан имеет право участвовать в решении вопросов в области международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации, непосредственно затрагивающих его интересы. Наконец, эта республика вправе заключать договоры с субъектами иностранных федераций, административно-территориальными образованиями других стран в рамках своей компетенции по осуществлению международных и внешнеэкономических связей.
В соответствии со ст. 14 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы 1998 г. Москва вправе выступать самостоятельно и по поручению органов государственной власти Российской Федерации участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам Российской Федерации. Москва вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с административно-территориальными единицами иностранных государств, субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами в соответствии с федеральным законодательством.
Вопрос 3.
Исходя из условий задачи, данное обращение не должно быть принято к рассмотрению в Европейском суде по правам человека.
Со в вступлением в силу 1 ноября 1998 г. Протокола №11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод была осуществлена реформа механизмов защиты прав человека в Европе. Целью проведенных изменений стало повышение эффективности правовой защиты, включая и сокращение процессуальных сроков рассмотрения дел. В соответствии с Протоколом №11 как органической частью Конвенции новый единый Суд заменил два ранее действовавших органа надзора – Европейскую Комиссию по правам человека и Европейский Суд по правам человека, взяв на себя функции, ранее выполнявшиеся этими органами. Обязательная для всех государств-членов юрисдикция Суда распространяется на все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Как и ранее, Суд может давать консультативные заключения по просьбе Комитета министров Совета Европы. В общем плане Комитет министров сохранил за собой полномочия по надзору за выполнением решений Суда (ст. 54 Конвенции), в то время как его полномочия в связи с заявлениями отдельных лиц были отменены.
В соответствии с Конвенцией, Суд может получать жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Конвенции одним из государств – участников прав, изложенных в Конвенции или протоколов к ней. Тем самым европейская система защиты прав человека установила жесткие правила приемлемости индивидуальных жалоб. Государства – участники Европейской Конвенции обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.
Европейский Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как в соответствии с общепризнанными нормами международного права были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, и лишь в течение шести месяцев с момента принятия окончательного внутригосударственного решения. В отношении любого дела, находящегося на рассмотрении какой-либо из Палат или Большой Палаты Суда каждое из государств-участников, гражданин которого является заявителем, вправе представлять письменные замечания и принимать участие в слушаниях. Председатель Суда может в интересах надлежащего отправления правосудия пригласить любое государство-участника, не являющегося стороной в деле, или любое заинтересованное лицо, не являющееся заявителем, представить письменные замечания или принять участие в слушаниях.
Приняв решение о приемлемости дела, Суд совместно с представителями сторон изучает дело, а если это окажется необходимым, осуществляет расследование, для эффективного проведения которого заинтересованные государства создают все необходимые условия. Он же «предоставляет себя в распоряжение заинтересованных сторон» с целью обеспечения «полюбовного урегулирования вопроса» на основе уважения прав человека, как они определены в Конвенции и Протоколах к ней.
Решения любой из палат Суда становятся окончательными после того, как стороны сделают заявление о том, что они не будут обращаться с прошением в Большую Палату; через три месяца после вынесения решения, если за это время обращения с прошением о направлении дела в Большую Палату не последовало; после того, как камера Большой Палаты отклонит прошение. Камера в составе пяти членов Большой Палаты принимает к рассмотрению прошение лишь в исключительных случаях, если дело поднимает серьезный вопрос, затрагивающий толкование или применение Конвенции или протоколов к ней или серьезную проблему общего значения. Решение Большой Палаты является окончательным.