39. Личность участника организованной преступности. Личность участника организованного преступного формирования имеет определённую специфику, её характеристики отличаются от обобщённых характеристик личности преступника. Специалистами отмечается более высокий интеллектуальный уровень членов организованных преступных групп, значительная социализация, маскировка образа жизни и поведения под правопослушное; в отношении лидеров преступных формирований отмечаются такие качества, как предприимчивость, организаторские способности. А. И. Долгова выделяет разные категории участников преступных формирований: они могут быть постоянными и временными, нанимаемыми за определённое вознаграждение; образующими «ядро» преступной группировки и оказывающими небольшие услуги организации в разовом порядке с целью создать определённое впечатление о себе у руководителей сообщества. Характер и структура взаимоотношений между участниками варьируется в различных преступных формированиях.
40. Причины организованной преступности. В рассматриваемом аспекте обращают на себя внимание также следующие процессы и явления, приводящие к усилению организованной преступности: сращивание главарей и активных участников организованных преступных формирований с представителями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, бизнеса, коммерции, средств массовой информации и культуры; неспособность государства защитить ряд основных конституционных прав и интересов граждан и общества; культивирование идей рынка и частной собственности без надлежащего правового обеспечения, неоправданная затяжка принятия основополагающих, законов, обеспечивающих нормальный переход к рынку, в первую очередь по борьбе с организованной преступностью и коррупцией; обнищание и правовой нигилизм большинства населения страны; лоббирование интересов отдельных групп ответственными должностными лицами в узкокорыстных целях.
41. Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место призваны занимать уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные меры, основанные на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе: -выработка концептуальной и понятийной характеристики этой преступности и борьбы с ней в современный период; - специализация кадров, ведущих борьбу с этой преступностью и их подготовка; - знание реального состояния и тенденций орг. преступности, обоснованные прогнозные оценки. Необходимо учитывать специфику этого вида преступности (широкомасштабная коллективная преступная деятельность, опора на значительные средства, добытые преступным путем).
42. Коррупция-понятие и формы. Коррупция - корыстное использование должностными лицами в личных или узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей. Различают несколько форм коррупции: низовая (мелкая, повседневная); вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного" результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия властям.
44. Причины коррупционной преступности. Есть много причин, объясняющих сложившуюся в России тревожную ситуацию с коррупцией, но среди них наиболее важные следующие: 1. Слабость верховной государственной власти. Уже 10 лет в стране нет не только социального, но и политического консенсуса. Страну сотрясали постоянные противоречия между исполнительной и законодательной властями; между различными группировками в самой исполнительной власти, за чем легко просматривались столкновения интересов различных группировок и классов бюрократического капитала; между федеральным центром и регионами (что ставило под угрозу процесс становления новой российской государственности). Фактическая дисфункциональность государственной системы дезорганизовала работу правоохранительных органов, и после первоначальной дезориентации они довольно быстро вписались в процессы формирования бюрократического капитализма, обслуживая, в первую очередь, интересы “новых русских” и не забывая при этом и о своих собственных корыстных интересах. 2. Отсутствие национальной стратегии развития и политика “минимизации государства”. С самого начала у российских либералов и демократов отсутствовала какая-либо стратегия национального экономического развития. Идеология “минимизации государства”, исповедываемая некоторыми реформаторами, на практике свелась к полной минимизации регулирующей роли государства (что ни в коей мере не соответствует реалиям высокоразвитых западных государств). 3. “Раскрепощение” бюрократии. После полного устранения идеологической номенклатуры в результате провалившегося путча августа 1991 г. и формирования правительства Ельцина - Гайдара (1991-1992 гг.) наступила эра полного раскрепощения бюрократии. Она получила свободу, граничащую с анархией. Это означало вместе с тем и наступление эры “беспредела”.
45. Борьба с коррупцией. Реальная борьба с коррупцией возможна лишь на основе осуществления комплекса согласованных мер. Эти согласованные, скоординированные меры должны быть направлены, главным образом, на устранение причин и условий возникновения коррупции и, кроме этого, на смягчение ее последствий. Одни из таких наиболее насущных мер - законодательное закрепление и систематизация представлений о коррупции, определение ключевых направлений борьбы с ней, выработка стратегии и тактики противодействия ей и организация профилактической деятельности, внесение соответствующих подсказанных практикой изменений в законодательство. На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции: Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий. 1. Предупреждение и предотвращение коррупции (Хорошее управление) 2. Верховенство закона и защита прав граждан. В рамках данных стратегий деятельность, причем согласованная деятельность всех 3-х секторов (власти, бизнеса и общественных организаций) осуществляется по следующим направлениям: В рамках первой стратегии - это:- Общий анализ ситуации и выработка антикоррупционной стратегии, - Антикоррупционное гражданское образование, -Построение антикоррупционных коалиций, -Свободный доступ к информации и независимые СМИ. В рамках второй стратегии - это:- Прозрачная власть, прозрачные процедуры, -Общественное участие в процессах предотвращения коррупции, -Уменьшение вмешательства государства в дела общества, -Кодексы этики для политиков, чиновников, предпринимателей, -Снижение административных барьеров для предпринимателей и внедрение конкурсности. В рамках третьей стратегии - это: 1.Сильная и независимая судебная власть, 2. Неукоснительное исполнение законов , 3. Законодательство, не допускающее возможность появления коррупции, и общественная экспертиза, 4. Правовая помощь и защита, внедрение института омбудсмена.
47. Личность насильственного преступника. Хотя общие характеристики личности преступника относятся и к насильственным преступникам, их личность имеет свои особенности. Так, преступления, связанные с насилием, реже совершаются женщинами: мужчин среди насильственных преступников около 90%. Женщины обычно прибегают к насилию на бытовой почве, особенно в связи с аморальным и противоправным поведением жертвы — как правило, супруга или сожителя. Возраст насильственного преступника, как правило, достаточно молодой — до 40 лет. При этом преступления, связанные с лишением жертвы жизни и причинением вреда здоровью чаще совершаются лицами в возрасте 25—29 лет, а изнасилования — лицами моложе 25 лет. Образовательный и социальный уровень насильственных преступников ниже, чем у остальных категорий преступников и населения в целом. Как правило, эти лица имеют относительно невысокую квалификацию, работают на малооплачиваемой работе или вообще не работают. Среди насильственных преступников много рецидивистов, в том числе ранее совершавших менее тяжкие преступления против личности и общественного порядка. Кроме того, зачастую у лиц, совершающих насильственные преступления, «за плечами» имеется большой багаж аморальных поступков и правонарушений: систематическое злоупотребление спиртными напитками, хулиганство и т. д. Насильственным преступникам свойственны нарушения социальной идентификации и адаптации, десоциализированность. Они слабо воспринимают навязываемые обществом нормы поведения, вместо этого оценивая ситуацию исходя из личных представлений и желаний. Наблюдается также примитивность потребностей, эгоцентризм и импульсивное стремление к реализации желаний и потребностей, не сдерживаемое механизмами самоконтроля. Нарушения социализации проявляются и в трудностях в установлении контакта с другими людьми, которые в результате этого воспринимаются как чуждые и враждебные вне зависимости от их намерений. Для таких лиц свойственны психологические механизмы самозащиты: они считают, что поступки, в совершении которых они обвиняются, спровоцированы жертвами, а сами они действовали верно и не должны нести за это ответственность. Выраженность подобных отклонений может быть разной, в результате чего выделяются лица с устойчивой агрессивно-насильственной ориентацией личности, ситуативные преступники, в целом ведущие себя положительно или нейтрально и совершающие преступление под воздействием внешних обстоятельства, а также промежуточный тип, стоящий на грани социально приемлемого. Среди насильственных преступников много психопатов (по разным оценкам от 30 до 60%) и лиц с пограничными психическими расстройствами. В числе наиболее криминогенных аномалий психики называют прежде всего алкоголизм, а затем различные расстройства личности: диссоциальное, импульсивное, эмоционально-неустойчивые, параноидные, истероидные, шизоидные.