по обращениям полномочных представителей в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, разрешать споры и устранять разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, создавать для этого согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон с участием работников аппаратов полномочных представителей, и так далее.
Это и многое другое говорит о том, что федеральные округа и полномочные представители Президента Российской Федерации являются новым звеном в системе исполнительной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реформа вертикали власти, начатая Президентом РФ в мае 2000 года, имела в своей основе тезис о том, что происходит процесс усиленной правовой суверенизации российских регионов, что не только ослабляет власть федерального центра, но и государство в целом. Определенные основания для этого имелись и они, прежде всего, определялись той политикой, которая доминировала в конце 1980-х — начале 1990-х годов: берите столько суверенитета, сколько сможете. Но нужно при этом отметить, что все же в реальном плане ни один из субъектов Российской Федерации (не берем Чечню), не поставил в практическую плоскость вопрос, например, о своем выходе из состава России в течение всего срока пребывания Б. Ельцина у власти. Зачастую проблема «развала России» была больше лозунгом, под которым решались совсем иные вопросы.
Проблема скорее была в другом. В стране никак не могли сложиться нормальные федеративные отношения, что начало пагубно сказываться, прежде всего, на экономическом развитии России, не давало возможности проводить сколь либо осмысленную политику на этом направлении в общефедеральном масштабе. Разделение страны на семь федеральных округов, введение института представителей президента в них, стало попыткой найти хоть какую-то возможность усилить управляемость процессами и, в какой то степени, усилить централизацию вместо развития федерализма.
Необходимо подчеркнуть, что предпринятые Президентом шаги, безусловно, свидетельствуют о его стремлении к централизации страны посредством ограничения местных суверенитетов. Однако это только первая проба сил, зондирование отношения населения и местных политических элит к вопросам укрупнения федеральных единиц. Предугадывать грядущую конфигурацию страны пока преждевременно, а говорить о превращении России из федерации в унитарное государство, еще никаких оснований нет. Перечень из 89 субъектов федерации с описанием их статуса и полномочий содержится в Конституции России, изменить которую можно только путем созыва конституционного собрания. Администрация нового Президента сделала лишь первый ход в многоходовой комбинации. О том, насколько он оказался результативным, можно будет судить уже в недалеком будущем.
1. Конституция Российской Федерации / принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М., 2001.
2. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849. // СЗ РФ, 15.05.2000, № 20, ст. 2112.
3. Постановлении Правительства Российской Федерациии ОТ 12 августа 2000 г. №29. / справочная система «Консультант плюс»., www.consultant.ru
4. Андрусенко Л. Вертикаль власти усиливается // Новая газета № 142 (2204) 2.08.2000.
5. Безлепкин Б. Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России. М.: Юристъ, 2001.
6. Габричадзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. – М., 2000.
7. Министерство юстиции тоже хочет контролировать регионы // All news, 26.05.2000