Смекни!
smekni.com

Мошенничество 2 (стр. 3 из 5)

С принятием УК 1996 года процесс совершенствования законодательного определения мошенничества получил свое даль­нейшее развитие [2, с. 11].


2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ МОШЕННИЧЕСТВА.

2.1.Понятие, предмет и состав мошенничества.

В ст. 159 УК РФ мошенничество определяется как "хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием". Таким образом, в Уголовном кодексе выделяется четыре способа соверше­ния мошенничества:

• хищение чужого имущества путем обмана;

• хищение чужого имущества путем злоупотребления доверием [1, с. 73];

• приобретение права на чужое имущество путем обмана;

• приобретение права на чужое имущество путем злоупотребления доверием [8, с 62].

Предметом мошенничества может быть не только имущество, но и право на имущество. Отметим, что ст. 159 УК РФ с позиции учета содержания отдельных при­знаков состава преступления там, где это необходимо, сформулирована не со­всем удачно. С одной стороны, мошенничество, связанное с хищением чужого имущества, имеет свой предмет преступления – имущество. С другой сто­роны, мошенничество, под которым по­нимается приобретение права на чужое имущество, подобного собственного предмета преступления не имеет [10, 216].

По мнению большинства специалистов, предметом преступления признается вещь материального мира, на которую непосредственно воздействует преступ­ник, осуществляя преступное посягатель­ство на объект, в связи с чем представляется правильной позиция Л. Д. Гаухмана и С. В. Максимова, считающих, что «в та­кой разновидности мошенничества, как приобретение права на имущество, пред­мет отсутствует» [6, с. 81]. Права на имущество обычно закрепляются в разного рода документах, например ценных бумагах, долговых обязательствах, довереннос­тях на право распоряжения имуществом, завещаниях и т. п. Имущественные права, удостоверенные именной ценной бумагой, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). Права по ордерной бумаге, т.е. с указанием лица, которому или по приказу которого должно быть про­изведено исполнение, передаются путем совершения на этом документе передаточной надписи - индоссамента. Индоссамент, совершенный на ценной бумаге, переносит все права, удостоверенные ею, на лицо, которому они пе­редаются. Бланковый индоссамент воо6ще не содержит указания на лицо, которому переданы имущественные права (ст. 1 46 ГК РФ) [4, с. 4].

Именно документы, содержащие указания на иму­щественные права, включая их приобретение, нередко бывают предметом различных мошеннических операций. Причем с момента получения мошенником документа, на основании обладания которым он приобрел право на имущество, преступление признается оконченным, неза­висимо от того, удалось ли ему получить по этому доку­менту соответствующее имущество (в натуре или в денеж­ном эквиваленте).

Объективная сторона мошенничества состоит в совершении обманных действий в целях незаконного получения чужого иму­щества или права на имущество, в злоупотреблении доверием по­терпевшего в тех же целях [3, с. 254 ].

Обман или злоупотребление доверием должны быть соверше­ны в отношении дееспособного лица, которое по своей воле переда­ет имущество или право на имущество в собственность или владе­ние мошеннику. Обман недееспособного лица (малолетнего, душев­нобольного) и получение от него имущества следует квалифициро­вать как кражу, а не как мошенничество. В этом случае недееспособное лицо не может совершать юри­дически значимые сделки, его воля юридического значения не имеет [9, с. 192].

На практике под обманом понимают умышленное ис­кажение или сокрытие истины с целью ввести в заблуждение лицо, в ведении которого находится имущество, и таким образом добиться от него добровольной передачи имущества, а также сообщение с той же целью заведомо ложных сведений. Иными словами, обман - это прежде всего сознательная дезинформация контрагента либо иного лица.

Обман - понятие широкое, оно включает в себя не только предоставление ложных сведений, но и факт умолчания об истине либо замалчивание иных сведений. Поэтому сам факт искажения истинных действий (6ездействия) должен носить исключительно предумышленный характер (прямой либо косвенный умысел). Нет умысла - нет и состава мошенничества [4, с. 4].

До сих пор самой распространенной формой мошенничества являет­ся совершение торговых или иных сделок на улице, когда потер­певшему или продают фальсифицированный товар, например мед­ное кольцо вместо золотого или граненое стекло вместо бриллиан­тов, или передают так называемую куклу – пачку нарезанной бумаги вместо денег.

Обман может выразиться в представлении подложных доку­ментов для получения пенсии, надбавок к заработной плате, посо­бия по безработице и т. п.

Представление подложных документов с целью освободиться от уплаты налогов или снизить их размер не может признаваться хищением, так как необходимым признаком хищения является по­лучение реального чужого имущества и причинение ущерба собст­веннику путем уменьшения его имущественного достояния, а не путем упущенной выгоды.

Обман в личности может повлечь согласие потерпевшего пере­дать имущество внешне как бы на законном основании. Напри­мер, предъявляя подложные документы работников милиции, пре­ступники производят обыск в квартире коммерсанта, принимают ценности, составляют фиктивный протокол об изъятии и скры­ваются.

Нельзя согласиться с мнением, что в случаях, когда злоумыш­ленник выдает себя за должностное лицо и на этом основании по­лучает взятку, имеет место мошенничество. В этом случае деяние следует квалифицировать как подстрекательство к даче взятки со стороны лица, выдающего себя за государственного служащего и т. п., и как покушение на дачу взятки со стороны лица, давшего обманщику деньги.

Следует иметь в виду, что в данном случае имеет место обман в связи с совершением преступления и поэтому обманутый не при­знается потерпевшим (как это имеет место при мошенничестве) и не может требовать возврата переданного в виде "взятки" имуще­ства, которое конфискуется в доход государства. При ином реше­нии может получиться, что мошенником является киллер, кото­рый получил аванс за заказное убийство, но не стал совершать убийство и присвоил деньги, а заказчик убийства является потер­певшим от мошенничества и, следовательно, должен наделяться всеми правами потерпевшего. Очевидно, что такое решение проти­воречит не только нормам права, но и здравому смыслу.

Злоупотребление доверием представляет вторую форму мошенничества, имеющую весьма значительное распространение. Оно заключается в том, что преступник пользуется доверительными отношения­ми, сложившимися между ним и потерпевшим, коим яв­ляется о6ычно собственник определенного имущества (учредитель, генеральный директор, директор и (или) другой руководитель юридического лица либо его структурного подразделения). как правило, такие особые отношения вытекают из гражданско-правовых связей (из договора поручения, хранения, страхования, комиссии, доверительного управления имуществом и т.д.). но такие отношения могут быть и трудовыми. например, лицо, заключившее с собственником договор поручения на оказание услуг (выполнение работ), получает под отчет определенную сумму, но фактически не оказывает никаких услуг (не выполняет работу), да и не имеет к тому намерений, а подотчетную сумму обращает в свою пользу. На лицо состав мошенничества в форме злоупотребления доверием.

С развитием рыночной экономики и коммерческих отношений возможности получить имущество путем злоупотребления дове­рием достаточно широки. Так, мошенничеством следует призна­вать получение аванса за выполнение работ, кредита, предоплаты за поставку товаров и т. п. без намерения возвращать кредиты, аванс, предоплату и без намерения выполнять обусловленные соглашением действия [5, с. 132].

Злоупотребление доверием может выразиться в выпуске необеспеченных ценных бумаг, в создании финансовых "пирамид" с целью обмана наивных вкладчиков и т. п.

В случаях злоупотребления доверием необходимо доказать, что умысел на присвоение чужого имущества или права на иму­щество у виновного имелся до совершения действий по завладе­нию имуществом. Если невозврат имущества был обусловлен объ­ективными обстоятельствами, разорением, неудачной коммерчес­кой деятельностью лица и т. п., решения о взаимоотношениях кре­дитора и должника должны приниматься на основе гражданско-правового законодательства.

Особенно трудно бывает установить реальные намерения при невозвращении долга. Если лицо произвело заем с намерением не отдавать долг, то налицо мошенничество. Если же невозвращение долга было обусловлено каким-либо последующим обстоятельст­вом, имеют место гражданско-правовые отношения.

Мошенничество признается оконченным с момента перехода чужого имущества во владение виновного или с момента получе­ния им права распоряжаться чужим имуществом.

Субъективная сторона мошенничества заключается в пря­мом умысле и корыстной цели. В содержание умысла входит на­мерение получить чужое имущество или право на имущество пу­тем обмана или злоупотребления доверием. Субъект сознает, что потерпевший передает имущество потому, что он введен в заблуж­дение и его воля находится под воздействием обмана. Корыстная цель заключается в увеличении своего имущественного достояния за счет чужой собственности.

Субъектом мошенничества может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. В случае совершения мошенничества, пред­усмотренного п. "в" ч. 2 ст. 159 УК, субъектом является лицо, со­стоящее на государственной или муниципальной службе, хотя и необязательно должностное лицо [9, с.194].