Смекни!
smekni.com

Мошенничество 2 (стр. 1 из 5)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ МОШЕННИЧЕСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРАВЕ.. 6

2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ МОШЕННИЧЕСТВА. 13

2.1.Понятие, предмет и состав мошенничества. 13

2.2.Квалифицирующие признаки мошенничества. 18

2.3. Ответственность за мошенничество при особо квалифицирующих обстоятельствах. 22

3. ОТГРАНИЧЕНИЕ МОШЕННИЧЕСТВА ОТ ДРУГИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ХИЩЕНИЕМ. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 27


ВВЕДЕНИЕ

В Уголовном кодексе РФ предусмотрено шесть форм хищений, одной из которых является мошен­ничество.

К сожалению, становление и развитие рыночного хозяйства в современной России обусловливают высокий рост и много­образие видов обмана в имущественной сфере. Указанное обстоятельство есть не что иное, как криминогенная зако­номерность функционирования рынка. Отличительными осо­бенностями рыночной экономики являются товарное произ­водство и обращение, многообразие форм собственности и их равенство, свобода экономической деятельности. Отсю­да, рынок - это прежде всего обмен, взаимная передача уча­стниками экономических отношений прав собственности, иных имущественных прав и выгод. Основная форма, в ко­торой реализуются рыночные отношения, - договор. Усиле­ние экономического оборота и обусловленное им развитие договорных отношений существенно расширяют область воз­можного проявления имущественных обманов и создают бла­годатную "почву" для их роста. Становление и развитие ры­ночных отношений сопровождается не только высоким ростом, но и распространением в обществе новых видов и форм обманов в имущественной сфере. "Богатство" видов обманных уловок - одно из криминогенных последствий ры­ночной экономики, вызванное, в конечном итоге, более вы­сокой ступенью развития имущественного оборота. В дан­ных условиях обман поражает имущественные отношения в целом, а не только отношения собственности, как это харак­терно для обманов, известных плановой экономике. Отсюда, имущественные обманы совершаются не только по поводу чужих движимых вещей. Рыночные отношения обусловлива­ют появление и распространение обманов, совершаемых по поводу недвижимого имущества (например, мошенничество при сделках с недвижимостью), имущественных прав, свя­занных с передачей имущества или не связанных с перехо­дом права собственности на вещь (приобретение путем об­мана права собственности, других вещных прав или обязательственных прав имущественного характера, в час­тности, получение права безвозмездного пользования чужим имуществом, склонение потерпевшего к отказу от доли в общем имуществе, уступка требования).

В условиях рыночной экономики получают распростра­нение обманы, способствующие незаконному обогащению путем получения всевозможных выгод, не связанных с приоб­ретением имущества или права на имущество (уклонение обманщика от исполнения имущественных обязательств, на­пример, прощение или перевод долга; безвозмездное выпол­нение в интересах обманщика каких-либо работ, подлежащих оплате; безвозмездное пользование обманщиком чужими ус­лугами, предоставляемыми за плату; склонение потерпевше­го к отсрочке или рассрочке платежей либо скидке с долгов; уменьшение арендных платежей; снижение процентных ста­вок за пользование банковскими ссудами; другие виды неза­конного обогащения путем обмана). Можно сказать, что в ука­занных случаях предметом имущественных обманов выступает собственное имущество в широком смысле слова. Это свои вещи, включая деньги и ценные бумаги, иные имуще­ственные блага, неосновательно сбереженные обманщиком путем незаконного уклонения от их передачи.

Рыночная экономика "заражена" многообразием обма­нов не только в предмете, но и в лице, в других обстоятель­ствах или фактах. Так же неограниченно разнообразие форм имущественного обмана, среди которых особо распростра­нены обманы с использованием поддельных кредитных и расчетных карт, подложных документов, штампов, печатей, бланков, ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а также соверша­емые под "прикрытием" различного рода договоров, легаль­ной предпринимательской или иной экономической деятель­ности и другие.

Современные процессы, связанные со становлением в России рыночных отношений, давно нуждаются в надежной защите, обеспечить которую может новая система норм об имущественных преступлениях, совершаемых путем обмана. Усиление уголовно-правового регулирования имущественных отношений - одно из основных направлений правового обеспе­чения рынка, складывающегося в современной России [2, с.11]. На мой взгляд, именно это определяет актуальность выбранной темы.

Исходя из вышеизложенного, нам предстоит решить следующие задачи:

1)дать уголовно-правовой анализ мошенничества, т.е. указать предмет, объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону преступления, квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки.

2) также необходимо об­судить вопрос о строгом разграничении в уголовном законе имущественного обмана и злоупотребления доверием как двух самостоятельных разновидностей имущественных преступ­лений.

3)определить отличительные признаки позволяющие отграничить мошенничество от других составов преступлений.


1. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ МОШЕННИЧЕСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРАВЕ

В истории отечественного права ни Русская Правда, ни Псковская судная грамота, ни другие ранние па­мятники русского права не упоминали о мошенничестве. Ис­следователи истории русского права отмечают: "Мошенни­чество, как похищение чужих вещей посредством обмана, не отмечено в древнейших законах". Это объясняется тем об­стоятельством, что имущественные обманы не известны обществу с традиционной экономикой на ранней стадии его развития и остаются нетипичными для него даже на более поздних этапах его функционирования.

Указанное криминогенное обстоятельство имеет свое экономическое обоснование. Составным компонентом тра­диционной экономики являются натурально-общинные фор­мы хозяйствования. Натуральное хозяйство - это такой строй хозяйства, который основан на общинных формах присвое­ния и натуральных формах распределения созданного про­дукта, и поэтому носит замкнутый, локальный характер. При традиционной экономике общественный продукт не прини­мает формы товара или принимает ее лишь в небольшой своей части, так как производится, главным образом, для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи на рынке. Поэтому для общества с традицион­ной экономикой характерно преобладание обмена между обществом и природой над обменом в обществе, а следова­тельно, отсутствие или недостаточное развитие товарного производства. По справедливому утверждению Ж. Ле Гоффа, меновая торговля играла весьма слабую роль в средне­вековых обменах. Под натуральным хозяйством здесь пони­малось хозяйство, где все обмены сведены до крайнего минимума. Натуральное хозяйство, следовательно, являет­ся синонимом замкнутого хозяйства.

Уголовно-правовые нормы об обманах в имущественной сфере - плод более развитого экономического состояния общества в сравнении с нормами о других имущественных преступлениях. Указанные посягательства появляются и получают распространение по мере развития договорных отношений, экономическую основу которых составляют глу­бокое общественное разделение труда, господство обмена и товарно-денежных отношений, развитие торговли и иных ат­рибутов товарного хозяйства. "Уголовно-преступный имуще­ственный обман, - писал И.Я Фойницкий, - начинает появ­ляться в летописях русского законодательства с тех только пор, когда имущественный оборот нашего общества достиг той степени развития, на которой для него необходимо вза­имное доверие, врываясь последовательно в различные от­ношения по степени этой необходимости. Такие области обо­рота как торг золотыми и серебряными товарами или как торг на общественных рынках, настоятельно требовавший правдивости в мерах и весах, послужил для него входной две­рью в нашу юридическую жизнь. Затем он последовательно и очень медленно проникал в те отдельные отношения, на которые указывали развивавшиеся общественные отноше­ния - в продажу чужого или проданного уже недвижимого имения, потом вобрал в себя обмер и обвес, обманы в каче­стве и т.д.

В отечественном законодательстве нормы о мошенничестве формируются постепенно, начиная со второй поло­вины XVI века. По утверждению Лохвицкого, "мошенничество появляется позже кражи; в нашем законодательстве оно встречается в первый раз в Судебнике царя Ивана Василье­вича, именно потому, что обман, хитрость не свойственны быту патриархальному: они показывают в преступнике ум­ственную ловкость". Действительно, первое указание на имущественный обман в виде мошенничества дается в ст. 58 Судебника 1550 года Ивана Грозного: «А мошеннику та же казнь, что и татю, а обманщика бити кнутьем». Этот законодательный акт отождествляет мошенничество с татьбой, совершенной впервые. Через столетие Соборное Уложение 1649 года в своей статье 11 главы XXI повторяет положение Судебника о мошенничестве: "Да и мошенником чинить тот же указ, что указано чинить татем за первую татьбу" (бить кнутом, отрезать левое ухо и посадить в тюрьму на два года). Между тем само понятие «мошенничество» в названных за­конодательных актах не определялось. По мнению некото­рых дореволюционных юристов, в прежние времена под мо­шенничеством понимается хищение мошны или из мошны, т.е. карманная кража6. По мнению В.В. Есипова, мошенниче­ство в Соборном Уложении «означало обманное, ловкое (иног­да внезапное) хищение чужого имущества; наказание за мо­шенничество было одинаково с наказанием за кражу».