Особенности рассмотрения дел в Конституционном суде
СТАТЬЯ 55. Рассмотрение вопроса о соответствии Конституции законов, постановлений Национального собрания, указов, распоряжений Президента Республики, постановлений Правительства
По вопросам, предусмотренным пунктом 1 статьи 100 Конституции, в Конституционный суд могут обратиться:
1) Президент Республики;
2) не менее одной третидепутатов.
Конституционный суд в связи с вопросом, поднятым в заявлении, выясняет соответствие указанного в нем правового акта или его отдельных положений Конституции, принимая за основу:
1) форму правового акта;
2) срок принятия правового акта, соблюдение установленного порядка его подписания, опубликования и введения в действие;
3) содержание норм правового акта;
4)необходимость защиты, свободного осуществления прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции, пределы и основания их допустимых ограничений;
5)предусмотренный Конституцией принцип разделения властей;
6)допустимые пределы полномочий государственных органов и должностных лиц;
7)необходимость обеспечения непосредственного действия Конституции.
СТАТЬЯ 56. Рассмотрение вопроса о соответствии Конституции обязательств, закрепленных в международном договоре
До ратификации Национальным собранием международного договора по вопросу соответствия Конституции закрепленных в нем обязательств в Конституционный суд обращается Президент Республики.
По данному делу Конституционный суд может принять одно из следующих решений:
1) признать обязательства, закрепленные в международном договоре соответствующими Конституции;
2) признать обязательства, закрепленные в международном договоре в целом или частично не соответствующими Конституции.
СТАТЬЯ 57. Рассмотрение споров, связанных с результатами референдумов, выборов Президента Республики и депутатов
По вопросам, предусмотренным пунктом 3 статьи 100 Конституции, в Конституционный суд могут обратиться:
1) Президент Республики;
2) не менее одной третидепутатов;
3) кандидаты в Президенты и кандидаты в депутаты - по спорам о результатах выборов.
В качестве стороны-ответчика может выступать государственный орган,подытожившийрезультатывыборов.
Фактические обстоятельства, относящиеся к рассматриваемому в Конституционном суде делу, не могут быть предметом рассмотрения.
По спорам о результатах референдумов, выборов Президента Республики и депутатов в Конституционный суд можно обратиться в семидневный срок с момента официального опубликования результатов.»
В той или иноймереэтиособенности, исходяиз различных полномочий Суда, закрепляются законом. Одновременно мы поддерживаем точку зрения, что регламентация этих особенностей в наибольшейстепени должнабыть оставленана усмотрение Суда.
Рассмотрев институт особого мнения в практике конституционного судопроизводства и оценивая его как полностью положительное явление, одновременно выражается мнение, что институт особого мнения таит в себе потенциальную опасность, так как члены конституционного суда могут быть подвержены политическому популизму. Эта система особенно опасна при принятии решений по поводу споров о выборах, а такжев малых странах, находящихся в переходном периоде. Последнее обусловлено тем, что, с одной стороны, общество сверхполитизировано, с другой - почти все его активные члены основательно знают друг друга. Поэтому очень возрастает воздействие коллегиальных, неиндивидуализированныхрешенийиподходов.
Одна из существенных особенностей конституционного судопроизводства, обусловленных временным фактором, заключается в предусматриваемых в различных странах, подчас необоснованных ограничениях. Например, часть перваяст. 102 Конституции Республики Армения предусматривает:
"Конституционный Суд принимает постановления и заключения не позднее чем через тридцать дней после получения заявления".
Мировая практика отвергает подобные строгие ограничения и наделяет Суд определенной свободой.
Важно также, чтобы Суд имел право определять срок вступления своего решения в силу. Типичным является пример Конституционного трибунала Польши. Ст. 190 Конституции этой страны предусматривается:
"Решение Конституционного трибунала вступает в силу в день его опубликования, однако Конституционный трибунал может определить иной срок утраты обязательной силы нормативным актом. Этот срок не может превышать восемнадцати месяцев, если речь идет о законе, а если речь идет об ином нормативном акте,то двенадцати месяцев.В случаепринятия решений, которые связаныс финансовыми издержками, не предусмотренными в бюджетном законе, Конституционный трибунал определяет срок утраты нормативным актом обязательной силы после ознакомления с мнением Совета Министров.
4. Решение Конституционного трибунала о несоответствии Конституции, международному договору или закону нормативного акта, на основании которого было принято правомочное судебное решение, окончательное административное решение или решение по иным делам, является основанием для возобновления процесса, для отмены административного решения или иного решения в соответствии с принципами и порядком, определенными в предписаниях, относящихсякданномупроцессу".
Такой подход, на наш взгляд, оправдан и делает конституционное правосудие наиболее действенным.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Защита прав человека - одна из важнейших международно-правовых и конституционных обязанностей государства. Задача государства - создать надежную систему политических и правовых гарантий защиты конституционных прав человека, которая должна включать целый комплекс принципов, законов, структур, механизмов. В качестве субъектов решения проблемы выступают все институты государственной власти. Особенно важная роль отводится главе государства, парламенту, судебной системе. Мировой опыт свидетельствует, что в деле эффективного осуществления защиты прав человека все более важной становится роль специализированных органов конституционного контроля. Достойны внимания следующие вопросы:
а) насколько участие органа конституционного контроля обеспечивает системное и целостное решение этой проблемы?;
б) какая форма конституционного контроля и какой круг обращающихся субъектов оптимальныдля защиты прав человека?;
в) как в данном случае соотносятся гражданин, суды общей юрисдикции, институт защитника народа и конституционный суд?
Первый вопрос непосредственно стыкуется с проблемой создания действенной и целостной системы гарантий защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина внутри государства. В первую очередь это относится к законодательным и институциональным гарантиям.
Вопрос защиты прав человека вовсе не ограничивается конституционным закреплением этого принципа. Создаются ли для этого достаточные правовые гарантии? Насколько целостно правовое пространство, преодолены ли его внутренние противоречия, созданы ли достаточные условия для применения законов, готовы ли соответствующие государственные и негосударственные институты к решению этих проблем? Ответы на эти вопросы должны быть отнесены к ряду приоритетов государственной политики.
Не менее важен вопрос формзащиты прав человека посредством конституционного контроля. Условно их можно разделить на две группы: защита прав человека посредством прямого контроля и косвенного контроля. Типичными примерами первой группы являются те страны, где граждане без всяких предварительных условий являются субъектамиобращениявконституционныйсуд.
Вторую группу, в свою очередь, можно разделить на две подгруппы: в первой -вопрос защиты конституционных прав человека и гражданина в рамках конкретного контроля опосредованно становится предметом рассмотрения конституционного суда. Во-второй — этот вопрос становится предметом рассмотрения путем абстрактного факультативного контроля.
Лучшим примером первой подгруппы служит Италия. Здесь гражданин сначала должен представить исковое заявление в суд общей юрисдикции. Если стороны или одна из них находят, что иск касается вопроса конституционности нормативного акта, судья, согласный с такой постановкой вопроса,временно приостанавливает рассмотрение дела и обращается в Конституционный суд.
Почти такая же система действует и в Испании. В отличие от Италии и Испании, где такими полномочиями обладают все суды, в Австрии суды первой инстанции не пользуются ими.
Конституционный контроль в области прав человека может выступать или как абстрактный, или как конкретный контроль, илиже инициироваться индивидуальнымижалобами.
Опыт четырех последних десятилетий свидетельствует, что конституционный контроль на основании индивидуальных жалоб обычно внедряется спустя некоторое время после формирования конституционного суда. Например, в Австриизащита прав гражданина Конституционным судом на основании индивидуальных жалоб была введена только после 1975 г. В дальнейшем она была введена в Испании, Португалии. Однако это обстоятельство нельзя абсолютизировать. Главное, что вопрос защиты прав человека в настоящее время стал одним из стержневых вопросов конституционного правосудия, и эту защиту можно с успехом осуществить, в первую очередь, на основании индивидуальных жалоб. Поэтому,на нашвзгляд, правильно поступили те новые независимые страны, которые без проволочек и потери времени предусмотрели подобную возможность.
Опыт указанных стран свидетельствует, что для результативного осуществления такой функции необходимочеткое законодательное регламентирование. Обычно действуют механизмы так называемых "фильтров", которые обеспечивают, с одной стороны, доступность обращения человека в конституционный суд, с другой - принятие к рассмотрению обращений по таким вопросам, которые действительно содержат проблему соответствия нормативных актов конституции[1]. С этой целью используются возможности судов общей юрисдикции (чтобы воспользоваться правом обращения в конституционный суд, должны быть исчерпаны другие возможности), устанавливается специальная судебная пошлина (например, в Германии с 1985 года пошлина составляет 1000 марок, а в случае злоупотребления правом на обращение - 5000 марок); ограничивается круг нормативных актов (например, в России можно оспаривать только конституционность закона); вводится институт защитника прав человека (последний становится субъектом обращениявконституционный суд) и т. д.
Важен также вопрос о том, каким должно быть в данном случае решение конституционного суда - всеобъемлющим или относительным. Подходы и к этому вопросу весьма различны. Если в Испании и Италии решение имеет относительный характер, то в Германии оно всеобъемлюще, и здесь требуется, чтобы суд общей юрисдикции обращался в Конституционный суд,только будучи уверенным в несоответствиинормативного акта или его отдельного положения Основномузакону. Однако это обстоятельствоне является сдерживающим фактором, т. к. в Германии гражданин может и напрямуюобратитьсявКонституционныйсуд.
Исходя из способов защиты прав человека, органы конституционного контроля можно разделить на 3 группы:
1. Первая группа охватывает институты конституционного контроля в странах, где любое лицо по вопросу конституционности нормативных актов может обращаться в конституционный суд (например, конституционные судыАвстрии, Германии, России, Венгрии, Словении, Грузии);
2. Вторая группа охватывает институты конституционного контроля в странах, где в конституционный суд могут обращаться опосредованно, т. е. посредством судов общей юрисдикции или института защитника народа (Италия, Португалия, а также страны, в которых конституционный контроль осуществляется посредством судов общей юрисдикции);
3. Третья группа охватывает институты конституционного контроля в странах, где граждане вообще лишены права обращаться в конституционный суд (Франция, Польша, Латвия, Румыния, Армения, Украина, Молдова).
В области защиты прав человека конституционный контроль осуществляет двойственную функцию. С одной стороны, защищаются конституционно закрепленные права человека и гражданина, с другой - контролируется исполнение органами государственной власти их обязанностей в этой сфере.
Недооценивание этого обстоятельства и лишение конституционного суда полномочий по защите прав человека однозначно подразумевает неразрешимость проблемы, отсутствие в государстве целостной и действенной системы защиты прав человека.
На практике конституционного контроля вопросы о том, нарушения каких конституционных норм предпочтительнее указывать как основания для индивидуальных обращений и есть ли необходимость каких-либоограничений и фильтров, всегда имели дискуссионный характер. Исследования приводят к выводу, что наиболее обоснованно ограничениеконституционного контролярамками конституционно закрепленныхправ и свобод человека и гражданина.
Важен также вопрос о том, на какие нормативные акты распространяется контроль. Здесь также есть существенные различия. Например: в Австрии, Германии, Словении и в ряде других стран ограничений практически нет и любой нормативный акт в связи с этим вопросом может стать объектом конституционного контроля. Однако в Италии, Испании он распространяется только на законы и нормативные акты, имеющие силу закона. А, например, в Австрии, Хорватии и в ряде других стран контроль распространяется и на подзаконные акты, принятые исполнительной властью.Можно прийти к заключению, что для стран, находящихся в переходном периоде, пока не сформирована четкая и действенная система гарантий защиты прав человека, а законодательство имеет многочисленные внутренние противоречия, предпочтительнее не ограничивать рамкиподконтрольныхнормативныхактов.
В разных странах, наряду с разнохарактерными особенностями конституционного контроля в сфере защиты прав человека, почти всеобщее признание завоевала истина о том, чтоглавной предпосылкой предотвращения нарушений прав и свобод человека, исключения такой возможности в самом законодательстве является максимальное расширение круга субъектов, имеющих право обращения в конституционныйсудподанному вопросу.