Смекни!
smekni.com

Правовая природа концессионных соглашений и соглашений о разделе продукции (стр. 9 из 12)

В соответствии с Законом «О СРП» основанием для включения в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, являются:

- объективно обусловленная убыточность продолжения разработки месторождений полезных ископаемых, являющихся градообразующими, если она может обеспечить существенный объем добычи, а ее прекращение – повлечь за собой негативные социальные последствия;

- отсутствие финансовых и технических средств для освоения новых крупных месторождений, за счет разработки которых обеспечивается поддержание необходимого для социального развития и экономической безопасности Российской Федерации уровня добычи полезных ископаемых в целом по стране, а также для строительства объектов производственной инфраструктуры (в том числе объектов транспортировки полезных ископаемых) в удаленных и слабоосвоенных районах;

- необходимость привлечения специальных высокозатратных технологий разработки трудноизвлекаемых, значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях и являющихся остаточными для разрабатываемых месторождений, а также необходимость предотвращения потерь топливно-энергетического и минерального сырья в недрах;

- необходимость обеспечения регионов собственным топливно-энергетическим сырьем, создания рабочих мест, обеспечения благоприятных социально-экономических условий в дотационных регионах и районах, занятость населения в которых находится на низком уровне.

Как можно видеть, существует немало оснований для включения участков недр в перечень для их разработки на условиях СРП. Эти основания должны иметь документальное подтверждение и надлежащие расчеты, позволяющие Правительству РФ поддержать законодательную инициативу.

В отдельных случаях соответствующие перечни участков недр устанавливаются на основании решения Правительства РФ и решения органа государственной власти субъекта РФ без утверждения федеральными законами. Это возможно, если участки недр включают в себя следующие месторождения твердых полезных ископаемых:

- месторождения коренного золота с запасами до 50 т;

- месторождения россыпного золота с запасами до 1 т;

- месторождения иных полезных ископаемых, не относящихся к стратегическим* и не являющихся валютными ценностями.

По рудным месторождениям Государственной Думой приняты или будут в ближайшее время приняты несколько федеральных законов «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции», на основании которых Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ разрешается заключить с недропользователями СРП.

Федеральный закон «О СРП» не дает определения понятия «продукция». Однако в нем очерчен круг видов деятельности, к которым применимо СРП. В п.3 ст.1 Закона говорится, что СРП регулируются «отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения». Из этого следует важный вывод, что СРП может быть применимо к широкому кругу видов деятельности, но с обязательным условием – соглашение должно включать этап добычи минерального сырья. Это сырье может быть переработано в рамках производственных циклов, охватываемых соглашением, до получения ликвидного товарного продукта. Требование ликвидности продукта – одно из фундаментальных, так как государство должно быть уверено в гарантированном получении доходов от реализации своей доли продукции и в достаточно быстром возврате инвестиций, так чтобы максимально сократить период отсутствия бюджетных поступлений. Поскольку определение товарного продукта, подлежащего разделу, в законе отсутствует, оно может устанавливаться самим соглашением.

Таким продуктом, безусловно, является золото, тем более что в золотодобывающей отрасли в соответствии с Законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» первым товарным продуктом является, а значит, и подлежит разделу не золотоносная руда и даже не концентрат, а банковские слитки после аффинажа, причем аффинаж может быть сделан по субподрядным договорам на предприятиях, не принадлежащих недропользователю.

Сложнее обстоит дело в отношении других твердых полезных ископаемых. В частности, переработка руд черных или цветных металлов включает четыре стадии технологического передела:

I – извлечение и доставка руды на перерабатывающее производство;

II – обогащение руды;

III – выплавка чугуна или черновых цветных металлов;

IV – получение стали или рафинированных цветных металлов.

Принимая во внимание стадийность технологического процесса, конечный продукт раздела между государством и инвестором теоретически может быть произвольным (даже электрическая энергия в случае добычи каменного угля). Для предприятий цветной металлургии им могут быть как концентраты цветных и драгоценных металлов, цветные и драгоценные металлы разной степени очистки, так и химические соединения и соли цветных, редких и драгоценных металлов. То есть в принципе не исключается возможность раздела и второго, и третьего товарного продукта. Обосновать это «восхождение» по ступеням иерархии переработки сырья можно все тем же стремлением государства к гарантированной ликвидности предмета раздела. Тем не менее следует иметь в виду, что плата за пользование недрами взимается с добытого минерального сырья.

Закон «О СРП» не требует, чтобы все переделы, необходимые для получения товарного продукта, подлежащего разделу, осуществлялись только на одном предприятии, поэтому здесь возможны субподряды на переработку на давальческой основе. Бухгалтерский учет в организации, перешедшей на СРП, должен вестись обособленно от такого учета при выполнении иной деятельности, не связанной с соглашением.

Очевидно, что чем выше степень передела, тем выше капитальные (включающие стоимость перерабатывающего предприятия) и эксплуатационные затраты, себестоимость и соответственно конечная цена первого товарного продукта и его ликвидность. В связи с этим закономерна проблема оценки экономической эффективности (рентабельности) каждой стадии передела и соблюдения баланса интересов при разделе получаемого продукта между государством и инвестором.

Сегодня существует громадный избыток металлургических мощностей. Следовательно, скорее всего, в связке «ГОК – металлургический комбинат» основные инвестиции будут направляться в горное производство на новое строительство, а в металлургическое – преимущественно на модернизацию. Тем самым повысится эффективность металлургического передела за счет повышения общей загрузки дополнительным сырьем и замены оборудования более эффективным. Поэтому относительная доля компенсационной продукции в этой связке будет меньше, чем при разделе только продукции горного производства.

Минерально-сырьевая база (МСБ) цветной металлургии России, созданная в СССР, в настоящее время по своим качественным параметрам и промышленно-экономической значимости не отвечает требованиям мирового рынка. Это влечет за собой консервацию многих рудников и выборочную отработку наиболее богатых руд. Перевод ряда месторождений в режим разработки на условиях СРП повысит эффективность использования недр и позволит вернуть часть ранее понесенных государством затрат на геолого-разведочные работы, которые в противном случае оставались бы замороженными на многие десятилетия.

Перечень месторождений твердых полезных ископаемых, которые в случае использования СРП могут представлять интерес для инвесторов.

Промышленное освоение таких месторождений позволило бы существенно укрепить МСБ цветной металлургии путем создания крупных долговременно действующих предприятий.

Следует отметить, что в силу географического положения большинства металлургических предприятий России отсутствуют объективные условия для импорта сырья, так же как и у горно-рудных – условия для его экспорта в значительных количествах.

Объективная необходимость взаимодействия горно-рудных и металлургических предприятий определяет следующие направления их деятельности:

установление долгосрочных взаимоотношений на договорной основе с обусловленными ценами, формой поставок, качеством сырья и условиями транспортировки;

участие металлургических предприятий в уставном капитале горно-рудных;

финансирование металлургическими предприятиями геолого-разведочных работ.

Право собственности на имущество, созданное инвестором при выполнении работ по соглашению.

Федеральный закон «О СРП» устанавливает, что имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором для выполнения работ по соглашению, может перейти в собственность государства со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена «компенсационной» долей продукции. Порядок такого перехода законодательством не установлен. Ясно, что под действие этой нормы попадает только такое имущество, затраты на которое возмещались компенсационной продукцией. Существенно также и то, что в течение всего срока действия соглашения инвестору предоставляется исключительное право безвозмездного пользования таким имуществом.

Эта норма не вызывала беспокойства у инвестора, пока речь шла только о СРП на разработку месторождений без глубокого передела минерального сырья. Инвестор разумно полагал, что в пределах срока соглашения месторождение будет исчерпано, а горное оборудование будет проще передать в собственность государству, чем решать проблемы его утилизации и перебазирования на новый объект, что чаще всего и невозможно. Иная ситуация может сложиться, если в работах по СРП будет задействован предельный металлургический комплекс, срок функционирования которого может быть гораздо большим, чем для горно-обогатительного предприятия, и большим срока действия соглашения. В связи с этим требуются разработка и внесение изменений в Федеральный закон «О СРП», устанавливающих права горно-металлургического предприятия на производственный комплекс после окончания действия СРП. Это относится и к объектам транспортной инфраструктуры, созданной в соответствии с СРП.