Смекни!
smekni.com

Понятие правоотношения, его признаки и структура (стр. 4 из 4)

Сложные – включают факты, относящи­еся к различным отраслям за­конодательства. Например, пенси­онных правоотношение может возникнуть только при наличии трех фактов: достижения уста­новленного законом возраста, наличия трудового стажа, реше­ния органа социального обеспе­чения о начислении пенсии. Здесь достижение установлен­ного законом возраста и нали­чие необходимого трудового стажа предусмотрены нормами трудового законодательства, ре­шение органа социального обес­печения — это сфера админис­тративного законодательства.

Фактический состав не следует смешивать с событиями — слож­ными юридическими фактами.

4. Изменение подходов к правовому регулированию общественных отношений в информационном обществе

Попытаемся проанализировать на основании статьи из журнала «Государство и право» те изменения, которые связаны с теоретико-пра­вовыми подходами к правовому регулированию общественных отношений в информационном обществе.

С внедрением информационных технологий в правовой сфере появляется «двойная» проблема: информатизация в праве и право в информации. Этой проблеме сопутствует ряд других проблем: появление новых отраслей права, новых способов возникновения правоотношений, влияние инфор­мационных технологий на правовую систему и т.п.

В последние годы, с появлением на рынке та­кого объекта правоотношений, как информация, все более активно возникает и развивается новый вид собственности. Возникли новые виды угроз и преступлений – преступления против информаци­онной безопасности в информационной сфере. Правовое урегулирование получил электронный докумен­тооборот. Подобные процессы, связанные со становлением информационно­го общества, привели к появлению и развитию информацион­ного законодательства и информационного пра­ва. Возникли (возникают) новые официальные источники права – тексты нормативных право­вых актов, размещенные в электронных базах и банках данных правовой информации, реестрах, в том числе находящиеся в среде Интернет.

Право и само меняется, обнаруживая но­вые объекты регулирования, трансформируя ме­тоды своего воздействия на общественные отно­шения.

Первое. Одно из основных изменений связано с появлением нового способа возникновения пра­воотношений – виртуального, появлением «вир­туальных» субъектов и объектов права. Определить место нахождения виртуального субъекта доста­точно сложно. В связи с этим требуется разработка специфических метода и механизма правового регулирования.

Второе. «Виртуализация» правоотношений приводит и к тому, что возникает новая черта правоотношений – они становятся надгосударственными, наднациональными. Происходит это преж­де всего потому, что новым «игроком» в юридиче­ской сфере становится «киберпространство», не имеющее границ. Соответственно правоотноше­ния, возникающие в рамках «киберпространства», необходимо регулировать не только и не столько на государственном, сколько на надгосударственном, наднациональном уровне. «Таким образом, Интернет, совершенно новая правовая среда, ломающая устоявшиеся представления о действии правовых норм в пространстве и стира­ющая национальные границы, заставляет рассма­тривать поведение лиц, оперирующих в ней, прежде всего в плоскости международного част­ного права»

Третье. Идут процессы создания информаци­онно-правовых ресурсов в государствах и после­дующие за ними процессы их объединения (на­пример, тенденции объединения правовых ресур­сов в рамках Европейского союза; государств-участников СНГ, ЕврАзЭС), создания единого информационно-правового пространства государст­ва, а в перспективе – создания общего информацион­но-правового пространства европейских государств, мирового правового пространства.

Конечным итогом всестороннего внедрения информацион­но-телекоммуникационных технологий в меха­низм правового регулирования, начиная с созда­ния правовой нормы и заканчивая ее реализаци­ей, будет являться радикальное изменение самой формы права. Учитывая то обстоятельство, что вся правовая информация будет создаваться, изменяться, распространяться и храниться посред­ством автоматизированных систем, будет отсут­ствовать необходимость в традиционных формах ее представления… Это в свою очередь является поводом говорить о «гиперправе» как основном способе выражения правовых норм в информаци­онном обществе.

Четвертое. Тесно взаимосвязанным с процес­сами объединения ресурсов и одним из важней­ших факторов является осознание того, что в еди­ном информационном (информационно-право­вом как части общего) пространстве люди начинают и должны жить по иным законам. Не отходя от принципиально важных для каждого государства норм и принципов жизни, основанных прежде всего на обычае, на традициях, специ­фике той или иной местности, начинают (с уче­том норм международного права) вырабатываться некие общие правила жизни на Земле. И не учитывать этого в новых обстоятельствах борь­бы против терроризма, жизни в условиях гло­бальных климатических изменений нельзя.

Право как таковое перестает быть правом, основанным только на традициях и мо­рали данного общества, регулятором отноше­ний, возникающих только внутри самого общества данного государства, но вынуждено идти дальше, регулируя отношения, складывающие­ся на более высоких системных уровнях, приоб­ретает планетарное значение, чему в наи­большей мере способствуют информационные технологии. Именно в таком контексте мы мо­жем оценить роль концепции ноосферного об­щества в развитии права и начать процесс пере­оценки целей правового регулирования.

Пятое. Норма права – это прежде всего ин­формация. Информационная сущность права ста­новится «движущей силой» прогресса в области внедрения информационных технологий в право­вую сферу.

Норма права с информационной сторо­ны – это сведения о должном, дозволенном (по­ощряемом) или запрещенном поведении, об усло­виях осуществления правомерного поведения, а также о неблагоприятных последствиях невыпол­нения требований государства. Норма права вы­ступает источником информации. Следует подчерк­нуть, что поведение личности определяется не са­мой правовой нормой и не информацией о ней (ее содержании), а сложившимся представлением о правовых предписаниях, то есть правосознании.

Так же следует обратить вни­мание на такую функцию права, как функция ре­гулирования социальных отношений. Понимание правоотношения как управ­ленческого делает взгляд на способы принятия решения о разработке либо о применении право­вой нормы значительно более системным, позво­ляет учитывать кибернетические законы управ­ления. И именно это понимание наиболее близко к тому, которое должно лечь в ос­нову изменения подходов к теории права вообще.

Шестое. Правовая информация создается в ре­зультате правотворческой, правоприменитель­ной, правоохранительной, научной, иной юриди­ческой деятельности, а наиболее ярким отличием одного вида правовой информации от другой яв­ляется наличие либо отсутствие нормативности (наличие норм права).

Правовая информатизация, основанная на раз­витии (внедрении) новейших информационных и компьютерных технологий, национальных и гло­бальных телекоммуникационных сетей в право­вую систему государства, открывает принципи­ально новые возможности организации экономи­ческой, социальной, культурной и трудовой деятельности людей, создания системы эффек­тивного государственного управления и сбалан­сированного развития международных отноше­ний. Таким образом, с точки зрения правовой си­стемы государства правовая информатизация позволяет связать воедино все составляющие правовой системы, осуществлять их взаимодействие на принципиально новых началах с помощью достижений информатизации (информатики).

Правовая ин­форматизация – это использование информаци­онных технологий в целях совершенствования правовой системы государства и мирового право­порядка.

Комплекс изменений, который рассмотрен в статье «информационное общество: к вопросу об отдельных аспектах изменения теоретико-правовых подходов к правовому регулированию общественных отношений» и характерен для информационно­го общества существенно влияет на теорию права и правовое регулирование отно­шений в современном обществе, но не является бесспорным или окончательным.

Список использованной литературы

1. «Государство и право», 2006, №4, с.81-86, М.Н. Сатолина «Информационное общество: к вопросу об отдельных аспектах изменения теоретико-правовых подходов к правовому регулированию общественных отношений»

2. Конституция Российской Федерации.

3.Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. Правоведение: учебник. Под общ. ред. проф. М.Б. Смоленского; М, 2008 г.

5. Шкатуллы В.И. Правоведение. Учебное пособие.; М, 2002 г.

6.Венгеров А. Б. Теория государства и права. Том 2. Теория права. - М., 1997 г.

7. Основы теории государства и права . Под ред. А.С. Пиголкина; М., 1988 г.

8.Теория государства и права: Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко; М., 2001г.