7) режим строгой законности в государстве и обществе.
На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:
1. Система разделения властей в правовом государстве.
2. Верховенство правового закона.
3. Права и свобода человека в правовом государстве
4. Взаимные обязанности и ответственность личности и государства. Социальная и юридическая защищенность личности.
1.2. СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ.
При характеристике правового государства недостаточно указания на многообразие eгo opгaнoв, их перечисление.
Государственная власть, основанная на праве, тогда эффективно действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов личности, когда в ней есть разделение труда: институты (органы) государства «выстраиваются» по-особому. [6] Имеется в виду то, что формируются самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет «свою» особую деятельность.
Таких ветвей власти, свидетельствующих о высокой развитости государства, три: законодательная, исполнительная, судебная. Соответственно, различаются три вида государственных органов: законодательные, исполнительные и судебные.
Главное требование принципа разделения властей, выдвинутое Дж. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой – либо социальной группы учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно- хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). [7]
Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в
отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Принцип разделения властей проведен во всех современных развитых демократических странах. В США, например, в соответствии с Конституцией 1789 г., законодательную власть представляет двухпалатный Конгресс, исполнительную – президент, судебную – Верховный суд.
Вместе с тем, есть следующее существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть, одновременно и целостной, единой, и, наряду с этим разделенной.[8] Именно поэтому наряду с названными тремя ветвями власти как бы обособляется в качестве особогосамостоятельного института главы государства. В республиках – президент, в конституционных монархиях – монарх (король, император и т.д.). Этим объясняется то, что в конституциях многих стран наряду с Президентом (главой государства) значительные Политико-правовые, государственные задачи решает Премьер-министр (или Председатель Правительства) – глава исполнительной власти.
Принцип разделения властей способствует «рассредоточенности» государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию, в какой – либо одной структуре, не позволяет превратить ее в авторитарную и тоталитарную власть.[9]
Конституция Российской Федерации предусматривает: государственная власть в нашей стране « осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст.10).
Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (Государственная Дума, Совет Федерации), исполнительную - Правительство, судебную – органы правосудия, суды.
Президент по Конституции «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч.2 ст. 80).
Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В систему противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы.[10]
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства.
Для судебной власти тоже ест свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности сторон, отводе судьи и т.д.
Итак, принцип разделения властей позволяет отметить, что все три ветви власти одинаковы, равновелики в силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доминирования одной из властей, предотвращать возможные злоупотребления.
1.3. ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВОВОГО ЗАКОНА.
Возвышение права, закона над государственной властью. Именно это и есть то, что понимается под правовым государством. Речь идет о таком значении права, что перестает быть своего рода придатком государственной власти. Это значит, что правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом.[11] Не случайно многие предписания законов обращены к государству, его органам. Иначе говоря, государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, призваны действовать в их рамках. Это необходимое условие функционирования общества и государства, обеспечения организованности в обществе.
Ведущая роль закона выражена в регулировании наиболее важных общественных отношений. Речь идет оверховенстве, законов над всеми другими нормативными правовыми актами. По существу, верховенство закона выражает принцип народовластия. Члены представительного органа государства призваны выражать в законах волю избравшего их населения. А именно поэтому законы признаются актами высшей юридической силой, обладают, свойством верховенства.[12] Все нормативно - правовые акты государственных органов, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного акта закону действует закон как акт высшей юридической силы.
Принцип верховенства закона необходимо проводить, прежде всего, в нормотворческой деятельности государства. Имеется ввиду разработка и принятие именно правовых законов, отвечающих принципу социальной справедливости, призванных ввести в общественную жизнь начала согласия.
Без этого невозможен элементарный правопорядок. Однако верховенство закона относится и к правоприменению. Пренебрежение к закону создает удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений.
Повседневная политико-правовая действительность подтверждает то, что принцип верховенства закона в современной России довольно часто нарушается. Нередко Президент РФ принимает нормативные указы по вопросам, отнесенным к компетенции законодательной власти. Такими указами иногда вносятся существенные изменения в действующие федеральные законы, а в ряде случаев ограничиваются конституционные права граждан.
Как видно, закон не всегда является первым и основным при разрешении различных вопросов текущей жизни. К тому же значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в поведении граждан и организаций, относится к числу декларативных, невостребованных.[13]
Обращает также на себя внимание распространенная практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно- правовых актов, противоречащих федеральным законам.
1.4. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ.
Исходными началами действующего конституционного и текущего законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция Российской Федерации закрепила за человеком и гражданином права и свободы, соответствующие международным правовым стандартам. Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без исключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом принадлежит государственно-правовым институтам.[14] В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - обязанность государства (ст. 2). Политико-правовая действительность свидетельствует о том, что многие права и свободы трудно назвать реальными, они, как бы «зависли», существуют на бумаге для «людского глаза», государственного имиджа. Можно сказать, что причины этого кроются не только в кризисном состоянии политической, экономической, финансовой систем общества. Исторически сложилось так, что у нас всегда была малоавторитетная и зависимая от властей судебная система.
В таком же положении пребывает и прокуратура, ориентирующаяся прежде всего на исполнительную власть. Призванная ее контролировать с точки зрения соблюдения законов, она больше озабочена тем, как бы эту власть не обидеть. Не обладает должными возможностями и система юстиции, задачей которой является организация правового обслуживания во всей стране. И пока эти государственно-правовые институты находятся в таком состоянии, трудно говорить о результативной обеспеченности прав и
свобод человека и гражданина.
Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная власть не располагает эффективной системой мер - правовых, организационных и других, называемых правовыми гарантиями.