В этих условиях праву не придавалось сколько-нибудь самостоятельного значения, его всячески принижали, отодвигали на второй план. В лучшем случае в нем видели Политико-идеологическую силу, «орудие в руках господствующего класса». На этой почве укоренился и развился юридический нигилизм.
Лишь в середине 80-х годов с выдвижением идеи правового государства и признанием таких его принципов, как верховенство закона, уважение к праву, положение стало меняться. Но скорее в теории, чем на практике. В праве начали усматриваться не только один из «рычагов» политики, но и общепринятую историческую, социальную и культурную ценность.[19]
Правовое государство само не возникает, для этого нужны соответствующие условия и усилия.
Было наконец признано, что в подлинно демократическом правовом государстве должен господствовать закон.
В конечном счете, право исходит все же от государства как официального представителя общества. «Прирожденные» права личности государство обязано признавать, уважать, защищать, способствовать их осуществлению.
Современное государство оказывает на право разностороннее и эффективное воздействие. Не менее существенно и многообразно обратное влияние права на государство.
Весьма современно звучат сегодня слова И.А. Ильина: «Для того, чтобы право и государство действительно вступили на путь обновления и возрождения, необходимо верно осознать их природу, их цель, их основу и затем сделать осознанное предметом воли и жизненного действия. Одинаково важно понимание, как их здоровья, так и недугов».
Утверждение типа «Россия есть правовое государство» не следует принимать на веру. В этой связи одна из задач, которую ставит перед собой автор, - рассмотреть исходные теоретико-правовые положения, характеризующие правовое государство.[20]
Это оправдано в связи с тем, что названное понятие вошло в лексикон отечественной теории государства и права, закреплено Конституцией Российской Федерации.
Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зачатки теории правового государства в виде идеи господства права и закона в жизни общества, государства, построенного на правовых основах прослеживаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Китая и других стран.
Эстафету в развитии идей правового государства приняли мыслители последующих, особенно ХVПI – ХХ вв.
Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительно освещение в работах отечественных юристов, политологов и социологов. Прежде всего, признается, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны.
Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности. Пренебрежение к закону создает удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений.
Принцип разделения властей позволяет отметить, что все три ветви власти одинаковы, равновелики в силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доминирования одной из властей, предотвращать возможные злоупотребления.
Утверждение типа «Россия есть правовое государство» не следует принимать на веру. Это оправдано в связи с тем, что названное понятие вошло в лексикон отечественной теории государства и права, закреплено Конституцией Российской Федерации.
Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода. Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.
Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.
Итак, правовое государство обеспечивает:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.
3. Взаимную ответственность государства и личности
4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Алексеев С.С. Право: время новых подходов// Государство и право. 1991. №2
2. Аржанов М.А. Государство и право в их соотношении. М., 1999г.
3. Бердяев Н.А. Государство.// Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.
4. Большой юридический словарь. М., 1998.
5. Венгеров А.Б. Происхождение права./ Общая теория права: курс лекций. Н. Новгород, 1993
6. Гегель Г. Философия права. М., 1990, с.227
7. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском праве. Т.1, М., 1994.
8. Кистяковский Б.А. Госудрство и личность.//Русская философия собственности ХVIII-ХХ. СПб., 1993
9. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности.// Государство и право. 1997 №3
10. Леушин В.И., Перевалов В.Д. Гражданское общество и правовое государство // Теория государства и права. М., 1997.
11. Макаров о.В. Соотношение права и государства// Государство и право.1995, №5
12. Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права. М., 1990
13. Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста.// Государство и право. 1992. №8.
14. Топорнин Б.Н. Правовая реформа и развитие высшего юридического образования в России.// Государство и право. 1996г. №7.
15. Харичев И. Давайте построим гражданское общество// Независимая газета, 1997г.
16. Цицерон. Диалоги. М., 1966 г.
17. Щекочихин. Л.Г. Конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации // Екатеринбург, 1998.
18. Юзохов Н.А. Проблемы науки конституционного права. // Екатеринбург, 1999.
19. Ямперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
20. Яузов Д.Ю. Правовое государство и конституционализм. СПб., 2004г.
[1]Бердяев Н.А. Государство.// Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. Ст.49.
[2]Цицерон. Диалоги. М., 1966 г. Ст. 18
[3]Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности.// Государство и право. 1997 №3 ст. 32
[4]Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста.// Государство и право. 1992. №8. Ст.149
[5]Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права. М., 1990 ст.40
[6]Макаров О.В. Соотношение права и государства// Государство и право.1995, №5 ст.37
[7]Харичев И. Давайте построим гражданское общество// Независимая газета, 1997г. Ст.62
[8]Гегель Г. Философия права. М., 1990, ст.26
[9]Юзохов Н.А. Проблемы науки конституционного права. // Екатеринбург, 1999. Ст.44
[10]Ямперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. Ст.69
[11]Щекочихин. Л.Г. Конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации // Екатеринбург, 1998. Ст.23
[12]Топорнин Б.Н. Правовая реформа и развитие высшего юридического образования в России.// Государство и право. 1996г. №7. Ст.57
[13]Венгеров А.Б. Происхождение права./ Общая теория права: курс лекций. Н. Новгород, 1993 ст.18
[14]Алексеев С.С. Право: время новых подходов// Государство и право. 1991. №2 ст.26
[15]Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском праве. Т.1, М., 1994. Ст.86
[16]Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности.// Государство и право. 1997 №3 ст.49
[17]Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности.// Государство и право. 1997 №3 ст.15
[18]Аржанов М.А. Государство и право в их соотношении. М., 1999г.ст.141
[19]Топорнин Б.Н. Правовая реформа и развитие высшего юридического образования в России.// Государство и право. 1996г. №7. Ст.28
[20]Леушин В.И., Перевалов В.Д. Гражданское общество и правовое государство // Теория государства и права. М., 1997. Ст. 187