Принципам отрасли, в том числе и принципам трудового права, свойственно то, что они, выражая существенное в отрасли права, пронизывают правовые нормы и связаны со всеми или с большинством правовых институтов, составляющих отрасль, либо, с учетом особого положения Общей части отрасли — с блоками соответствующих норм права или хотя бы с одним институтом Общей части.
Эти принципы, отражая специфику отрасли права, как бы преломляют основные начала права в целом либо нескольких его отраслей, развивая и детализируя их и придавая им определенный механизм обеспечения (гарантии), без которых они оставались бы на уровне декларации. Так, межотраслевой принцип свободы труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) дополняется отраслевым принципом свободы трудового договора, который выступает правовой формой свободы труда, представляющий наибольшую степень самоопределения сторонам трудового договора (работнику и работодателю).
Отраслевые принципы находят более конкретное выражение в принципах институтов, которые ближе других принципов к обычным нормам права (принципы разрешения индивидуальных или коллективных трудовых споров либо принципы социального партнерства и др.).
Следовательно, под принципами трудового права можно понимать выраженные в этой отрасли права исходные начала и основные положения, определяющие его единство, сущность правового регулирования и общую направленность развития данной системы правовых норм (отрасли трудового права).[5]
1.2 Общая характеристика принципов трудового права
Общеправовые и межотраслевые, а в определенной мере и отраслевые принципы российского права нашли закрепление в Конституции РФ.
Трудовому праву присущи свои собственные основные (отраслевые) принципы, связанные самым тесным образом с общеправовыми и межотраслевыми принципами, свойственными как трудовому, так и гражданскому, а отчасти и административному праву в сфере применения труда.
Основные принципы трудового права также закреплены в Конституции РФ. При этом в одних случаях отраслевой принцип определенным образом сочетается с межотраслевым принципом (ст. 30); иногда — это взаимообусловленность отраслевого и межотраслевого принципов (ч. 4 ст. 37 и ст. 45, 46), а в других случаях отраслевой принцип проявляется самостоятельно (как, например, в ч. 3, 4, 5 ст. 37) и др.
Выраженные в Конституции РФ указанные межотраслевые и отраслевые принципы раскрываются, дополняются и конкретизируются принципами трудового права, обычно подкрепленными гарантиями в нормах трудового законодательства. Их соотношение показывает тесную связь и в то же время выявляет зависимость закрепленных в трудовом законодательстве отраслевых принципов, в которых преломляются принципы права, получившие закрепление в Конституции РФ.
В ст. 37 Конституции РФ признаются свобода труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию при запрещении всякой дискриминации и принудительного труда. Закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Право на отдых как одно из основных прав человека закрепляется рядом конституционных гарантий.
Работающим по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Предусмотрено право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).
В ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашается социальным государством, охраняющим труд и здоровье людей, устанавливающим гарантированный минимальный размер оплаты труда и обеспечивающим государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Конституционные принципы, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, как и международные договоры РФ, е играют основополагающую роль исходя из общей направленности и I тенденций развития правовых систем в области признания и защиты прав и свобод человека, в том числе в сфере труда.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права и выполнения международных обязательств при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда Российской Федерации 10 октября 2003 г. принял постановление № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[6].
В таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), конвенции и декларации МОТ, закреплены как общечеловеческие высокогуманные интересы, так и не преходящие общечеловеческие ценности, связанные с правами и свободами человека, включая такие жизненно важные для каждого человека, как трудовые права и свободы.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации в ТК РФ (ст. 2)[7] впервые законодательно сформулированы основные принципы трудового права, определенная часть которых выражает основные права и обязанности работника.
Но принципы трудового права адресованы не только работнику, но и работодателю и другим субъектам трудового права. В этом, как и в законодательном закреплении основных принципов трудового права, ТК РФ значительно отличается от ранее действовавшего КЗоТ[8].[9]
При исследовании основных принципов трудового права позиции ученых значительно расходились в их оценке. Это объясняется тем, что в КЗоТ принципы трудового права, как основные начала, не были ни выделены текстуально, ни сформулированы на законодательном уровне. Они рассматривались как «основные права и обязанности работника», которые получили закрепление в ст. 2 КЗоТ.
Большинство ученых считали это вполне обоснованным для такой отрасли, как трудовое право, где работник является наименее защищенным субъектом по сравнению с работодателем.
Другие ученые считали, что это упрощенный подход, связанный с содержанием ст. 2 КЗоТ, определявшей основные права и обязанности только одного субъекта — работника. Между тем принципы не должны сводиться лишь к правам и обязанностям одного работника. Их проявление гораздо шире, поскольку они своим регулирующим воздействием охватывают всех субъектов трудового права, включая работников, работодателей, трудовые коллективы и их представительные органы.[10]
В ТК РФ (в отличие от КЗоТ) основные принципы трудового права выделены как основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений и законодательно сформулированы в ст. 2 ТК РФ. Дополнительно они раскрываются в ст. 3 ТК РФ о запрещении дискриминации и в ст. 4 ТК РФ о запрещении принудительного труда.
Основные принципы, закрепленные в указанных статьях ТК РФ, адресованы всем субъектам трудового права: работнику, работодателю, коллективу работников, их представителю — профессиональному союзу и др. В новейшей литературе по трудовому праву отмечается, что в каждом основном принципе трудового права отражены не только основные трудовые права и обязанности, но и их юридические гарантии.
Таким образом, ныне нет пробела в плане юридического закрепления основных принципов трудового права в законодательстве — они закреплены в отдельных статьях ТК РФ — ст. 2, 3, 4 раздела «Общие положения», но могут быть закреплены и в иных статьях ТК РФ, особенно принципы правовых институтов отрасли.
Так, межотраслевой принцип свободы труда дополняется и конкретизируется в нормах раздела III ТК РФ, посвященного трудовому договору, принципом свободы трудового договора.
Данный принцип не получил закрепления в отдельной статье ТК РФ, но «вытекает» из ряда статей, где он закреплен методом косвенной фиксации. Поэтому на основе принципа свободы труда и свободы трудового договора работника, принявшего решение о расторжении трудового договора по собственному желанию, задержать на работе невозможно. У работника есть это право, он должен лишь предупредить работодателя за определенный срок (как правило, за две недели) в письменной форме о своем увольнении по собственному желанию.[11]
2 ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА: СВОБОДА ТРУДА, ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ И ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА
Разработанные в науке трудового права подходы к определению принципов, в целом восприняты законодателем, тем более, что они исходят из общепризнанных принципов и норм международного права и сформулированы в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 2 ТК РФ).