Смекни!
smekni.com

Принципы трудового права 6 (стр. 2 из 4)

Принципам отрасли, в том числе и принципам трудового права, свойственно то, что они, выражая существенное в отрасли права, пронизывают правовые нормы и связаны со всеми или с большинст­вом правовых институтов, составляющих отрасль, либо, с учетом особого положения Общей части отрасли — с блоками соответствую­щих норм права или хотя бы с одним институтом Общей части.

Эти принципы, отражая специфику отрасли права, как бы преломляют основные начала права в целом либо нескольких его отраслей, раз­вивая и детализируя их и придавая им определенный механизм обес­печения (гарантии), без которых они оставались бы на уровне декла­рации. Так, межотраслевой принцип свободы труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) дополняется отраслевым принципом свободы тру­дового договора, который выступает правовой формой свободы тру­да, представляющий наибольшую степень самоопределения сторо­нам трудового договора (работнику и работодателю).

Отраслевые принципы находят более конкретное выражение в принципах институтов, которые ближе других принципов к обыч­ным нормам права (принципы разрешения индивидуальных или коллективных трудовых споров либо принципы социального парт­нерства и др.).

Следовательно, под принципами трудового права можно понимать выраженные в этой отрасли права исходные начала и основные положе­ния, определяющие его единство, сущность правового регулирования и общую направленность развития данной системы правовых норм (от­расли трудового права).[5]

1.2 Общая характеристика принципов трудового права

Общеправовые и межотраслевые, а в определенной мере и отрас­левые принципы российского права нашли закрепление в Конститу­ции РФ.

Трудовому праву присущи свои собственные основные (отрасле­вые) принципы, связанные самым тесным образом с общеправовы­ми и межотраслевыми принципами, свойственными как трудовому, так и гражданскому, а отчасти и административному праву в сфере применения труда.

Основные принципы трудового права также закреплены в Конституции РФ. При этом в одних случаях отраслевой принцип определенным образом сочетается с межотраслевым прин­ципом (ст. 30); иногда — это взаимообусловленность отраслевого и межотраслевого принципов (ч. 4 ст. 37 и ст. 45, 46), а в других случа­ях отраслевой принцип проявляется самостоятельно (как, например, в ч. 3, 4, 5 ст. 37) и др.

Выраженные в Конституции РФ указанные межотраслевые и отраслевые принципы раскрываются, дополняются и конкретизиру­ются принципами трудового права, обычно подкрепленными гаран­тиями в нормах трудового законодательства. Их соотношение пока­зывает тесную связь и в то же время выявляет зависимость закрепленных в трудовом законодательстве отраслевых принципов, в которых преломляются принципы права, получившие закрепление в Конституции РФ.

В ст. 37 Конституции РФ признаются свобода труда и право каж­дого свободно распоряжаться своими способностями к труду и вы­бирать род деятельности и профессию при запрещении всякой дис­криминации и принудительного труда. Закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера опла­ты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использова­нием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Право на отдых как одно из основных прав человека закрепляется рядом конституционных гарантий.

Рабо­тающим по трудовому договору гарантируются установленные феде­ральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Предусмотрено право каждого на объединение, включая право создавать профессио­нальные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).

В ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашает­ся социальным государством, охраняющим труд и здоровье людей, устанавливающим гарантированный минимальный размер оплаты труда и обеспечивающим государственную поддержку семьи, мате­ринства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и граждани­на согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Конституционные принципы, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, как и международные договоры РФ, е играют основополагающую роль исходя из общей направленности и I тенденций развития правовых систем в области признания и защиты прав и свобод человека, в том числе в сфере труда.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права и выполнения международных обяза­тельств при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда Российской Федерации 10 октября 2003 г. принял постановление № 5 «О применении суда­ми общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм меж­дународного права и международных договоров Российской Феде­рации»[6].

В таких международно-правовых актах, как Всеобщая деклара­ция прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), конвенции и декларации МОТ, закре­плены как общечеловеческие высокогуманные интересы, так и не преходящие общечеловеческие ценности, связанные с правами и свободами человека, включая такие жизненно важные для каждого человека, как трудовые права и свободы.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации в ТК РФ (ст. 2)[7] впервые за­конодательно сформулированы основные принципы трудового пра­ва, определенная часть которых выражает основные права и обязан­ности работника.

Но принципы трудового права адресованы не только работнику, но и работодателю и другим субъектам трудового права. В этом, как и в законодательном закреплении основных принципов трудового права, ТК РФ значительно отличается от ранее действовавшего КЗоТ[8].[9]

При исследовании основных принципов трудового права пози­ции ученых значительно расходились в их оценке. Это объясняется тем, что в КЗоТ принципы трудового права, как основные начала, не были ни выделены текстуально, ни сформулированы на законо­дательном уровне. Они рассматривались как «основные права и обязанности работника», которые получили закрепление в ст. 2 КЗоТ.

Большинство ученых считали это вполне обоснованным для такой отрасли, как трудовое право, где работник является наименее защищенным субъектом по сравнению с работодателем.

Другие уче­ные считали, что это упрощенный подход, связанный с содержанием ст. 2 КЗоТ, определявшей основные права и обязанности только одного субъекта — работника. Между тем принципы не должны сводиться лишь к правам и обязанностям одного работника. Их про­явление гораздо шире, поскольку они своим регулирующим воздей­ствием охватывают всех субъектов трудового права, включая работ­ников, работодателей, трудовые коллективы и их представительные органы.[10]

В ТК РФ (в отличие от КЗоТ) основные принципы трудового права выделены как основные принципы правового регулирования трудо­вых отношений и иных непосредственно связанных с ними отноше­ний и законодательно сформулированы в ст. 2 ТК РФ. Дополнительно они раскрываются в ст. 3 ТК РФ о запрещении дискриминации и в ст. 4 ТК РФ о запрещении принудительного труда.

Основные принципы, закрепленные в указанных статьях ТК РФ, ад­ресованы всем субъектам трудового права: работнику, работодателю, коллективу работников, их представителю — профессиональному союзу и др. В новейшей литературе по трудовому праву отмечается, что в каждом основном принципе трудового права отражены не только основные трудовые права и обязанности, но и их юридиче­ские гарантии.

Таким образом, ныне нет пробела в плане юридического закреп­ления основных принципов трудового права в законодательстве — они закреплены в отдельных статьях ТК РФ — ст. 2, 3, 4 раздела «Общие положения», но могут быть закреплены и в иных статьях ТК РФ, осо­бенно принципы правовых институтов отрасли.

Так, межотраслевой принцип свободы труда дополняется и конкретизируется в нормах раздела III ТК РФ, посвященного трудовому договору, принципом сво­боды трудового договора.

Данный принцип не получил закрепления в отдельной статье ТК РФ, но «вытекает» из ряда статей, где он закреп­лен методом косвенной фиксации. Поэтому на основе принципа свободы труда и свободы трудового договора работника, принявшего решение о расторжении трудового договора по собственному жела­нию, задержать на работе невозможно. У работника есть это право, он должен лишь предупредить работодателя за определенный срок (как правило, за две недели) в письменной форме о своем увольне­нии по собственному желанию.[11]


2 ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА: СВОБОДА ТРУДА, ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ И ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА

Разработанные в науке трудового права подходы к определению принципов, в целом восприняты законодателем, тем более, что они исходят из общепризнанных принципов и норм международного права и сформулированы в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 2 ТК РФ).