Смекни!
smekni.com

Система личных неимущественных прав (стр. 7 из 18)

К указанному перечню следует добавить право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства, а также право авторства. Первые два из указанных прав и их объекты — нематериальные блага - не передаются иным лицам, но могут быть отчуждены от носителя в силу указания закона. К примеру, в соответствии с нормами уголовного и уголовно-исполнительного законодательства данных прав лишаются лица, приговоренные к лишению свободы (на определенное время или без указания такового в случае пожизненного заключения). Что касается права авторства, то его отчуждение возможно как по желанию правообладателя, так и помимо его воли. Например, лицо, создавшее произведение науки, литературы и искусства, может добровольно отказаться от авторства на него в пользу иного субъекта. В настоящее время подобная ситуация не является редкостью, поскольку практика создания произведения «на заказ» для лица, желающего получить известность в определенных кругах в результате признания за ним авторства на тот или иной объект авторских прав, получила широкое распространение[64]. Известны также случаи использования чужого произведения под своим именем - присвоения произведения. Несмотря на то, что данное действие находится за рамками закона и расценивается как правонарушение в области авторских прав, его также можно рассматривать как один из способов отчуждения права авторства. Подобное отчуждение носит чаще временный характер, поскольку оно прекращается при прекращении действий правонарушителя в случае восстановления нарушенных авторских прав по иску действительного создателя произведения науки, литературы и искусства.

3. В отношении нематериальных благ (в случае их нарушения), как правило, невозможно осуществление восстановительной функции гражданско-правовой ответственности, большинство нематериальных благ либо невозможно восстановить вовсе, либо возможно лишь их частичное восстановление. И все же анализ нематериальных благ показывает, что право выбора места пребывания и жительства и право свободного передвижения легко восстанавливаются без каких-либо серьезных последствий для их обладателя, сразу по прекращению действий, их нарушающих; право на имя, сходное с ним право авторства и деловая репутация не так легко, но все, же могут быть восстановлены, правда, для этого потребуется совершение определенных действий, как правонарушителем, так и самим правообладателем, направленных на восстановление имени, авторской принадлежности произведения науки, литературы и искусства, соответствующей деловой репутации.

Право на изображение также может быть полностью восстановлено после соответствующих действий правонарушителя (отзыв изображения или произведения, его содержащего, выплата вознаграждения правообладателю и прочее). Однако, в тех случаях, когда нарушение права на изображение сопряжено с нарушениями иных нематериальных благ, таких как честь, достоинство, личная и семейная тайна, неприкосновенность частной жизни, такое восстановление невозможно, причиной тому является не природа обозначенного нематериального блага, а природа иных, невосстанавливаемых, нематериальных благ.

Думается, что не восстанавливаемость жизни, здоровья, личной неприкосновенности, личной и семейной тайны, неприкосновенности частной жизни бесспорна. Спор может возникнуть в отношении возможности восстановления чести и достоинства граждан.

Честь понимается как объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу. Однако, говоря о чести, мы имеем в виду не любую оценку личных качеств, а положительную, поэтому более точным можно признать определение, предложенное О.А. Дюжевой, в соответствии с которым «честь - это социально значимая положительная оценка лица со стороны общественного мнения»[65].

Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения.

Умаление чести и достоинства, как правило, влечет не только изменение восприятия гражданина обществом, такие последствия, в принципе, устранимы, но и негативные психические последствия, выражающиеся, прежде всего в формировании у обладателя нематериального блага различного рода комплексов, полное избавление от которых, по мнению большинства ученых-психологов, невозможно.

Как уже было отмечено, большинство нематериальных благ принадлежит гражданину от рождения, а если речь идет о юридическом лице — в силу факта создания. Такое положение свидетельствует в пользу того, что нематериальные блага есть высшие ценности, принадлежащие личности; они настолько самоценны и самодостаточны, что для возникновения прав на них не требуется дополнительных юридических фактов. Однако в перечне ст. 150 ГК РФ представлены и такие нематериальные блага, права на которые граждане и юридические лица приобретают в силу закона: право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, право на неприкосновенность частной жизни, право на изображение.

Нематериальные блага имеют личный характер, проявляющийся в невозможности осуществления прав на них иными лицами, кроме правообладателя. Действительно, большинство личных неимущественных, не связанных с имущественными, прав по своему характеру осуществляются только лично управомоченными. Однако осуществление некоторых из названных прав (полностью или их отдельные правомочия) может производиться представителем: право выбора места пребывания и жительства, право на имя, деловая репутация, право авторства, право на изображение.

Ценностная систематизация нематериальных благ может иметь, в отличие от всех иных классификаций, следующее практическое применение:

1. Она может влиять на выбор способа защиты при нарушении нематериального блага.

2. Она может влиять на размер компенсации морального вреда (см. §5 II главы работы).

3. Ценностное место нематериального блага может быть учтено при столкновении интересов обладателей различных нематериальных благ и необходимости защиты их прав.

4. Ценностным местом нематериального блага могут определяться пределы вмешательства органов государственной власти и управления в сферу личных интересов граждан.

Наши рекомендации по структуре и содержанию главы о нематериальных благах в ГК РФ сводятся к следующему; Дабы не нарушить принципа единства предмета гражданско-правового регулирования, включить в 1 часть ГК РФ раздел «Общие положения о личных неимущественных правах», во 2 часть — «Отдельные виды личных неимущественных прав».

1) Раздел «Общие положения о личных неимущественных правах» должен быть представлен двумя главами: первая — «Личные неимущественные права, связанные с имущественными», вторая - «Личные неимущественные права, не связанные с имущественными».

2) Глава первая должна раскрывать понятие интеллектуальной собственности и ее объекта, обозначить виды объектов интеллектуальной собственности, их характерные черты, дать понятие исключительного права и его содержания.

В содержание второй главы должны быть помещены нормы, раскрывающие понятие нематериальных благ, их специфические черты в более развернутом виде, чем в нынешней ст. 150 ГК РФ, понятие и особенности прав на нематериальные блага, их структуру и особенности осуществления. Сюда же должны быть помещены нормы о компенсации морального вреда как общей меры гражданско-правовой ответственности за нарушение нематериальных благ, причем предлагается существенно изменить правила определение размера компенсации морального вреда; а также нормы, устанавливающие возможность для правообладателя предъявления иска о предупреждении нарушения личного неимущественного права, не связанного с имущественными, и его условия.

4) Раздел «Отдельные виды личных неимущественных прав» должен иметь более дробную структуру, он должен быть представлен двумя подразделами: первый - «Личные неимущественные права, связанные с имущественными», второй - «Личные неимущественные права, не связанные с имущественными».

Первый подраздел, в свою очередь, должен состоять из трех глав: «Авторские права», «Патентные права», «Права на объекты, приравненные к результатам интеллектуальной деятельности».

Во второй подраздел должны быть включены главы, посвященные отдельным нематериальным благам, где раскрывалось бы, во-первых, содержание последних, дающее в первую очередь представление о возможности совершения управомоченным лицом определенных активных действий и их характере (позитивная характеристика нематериальных благ и прав, объектом которых они являются); во-вторых, указывалась специфика гражданско-правового регулирования конкретного нематериального блага, например, защиты. Таким образом, в главах о жизни и здоровье целесообразно разместить нормы о деликтных обязательствах, возникающих из причинения вреда указанным благам; а в главы о чести, достоинстве и деловой репутации следует поместить нормы из общей части, предусматривающие специальные меры ответственности за их нарушение (ст. 152 ГК РФ) и т.д.

5) Дабы не перегружать Гражданский кодекс и не повторять те или иные положения общей части в особенной (и наоборот), предлагается конструировать нормы указанных разделов, подразделов и глав бланкетно, указывая на определенные нормы ГК, иных законов или подзаконных нормативно-правовых актов, подлежащих применению, а при отсутствии таковых - на необходимость их принятия.

Выделение в структуре ГК РФ указанных разделов, подразделов и глав, во-первых, приведет к некоторой систематизации гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, а во-вторых, снимет противоречие в предмете гражданского права, которое так долго является предметом дискуссии, развернувшейся среди ученых-цивилистов, и личные неимущественные, не связанные с имущественными, отношения займут свое самостоятельное, равное с отношениями имущественного характера, место в предмете гражданского права. Ведь, в конце концов, соединение в предмете гражданско-правового регулирования имущественных и неимущественных отношений не является особенностью, исключением в правовой системе. Многие авторы признают, что все отрасли права имеют дело только с тремя группами отношений — имущественными, личными и организационными (управленческими)[66]. Они являются общими и сквозными для предмета всех отраслей права, что обуславливает необходимость их гармонизации в рамках единой отрасли, в том числе в рамках гражданского права.