Таким образом, английскому праву известно объективное вменение случайных последствий противозаконного деяния.
Все же определяющее значение для квалификации деяния как умышленного (тяжкого) убийства имеет субъективная сторона. До 1965 г. единственным допустимым по закону наказанием за тяжкое убийство была смертная казнь, за исключением случаев, когда осужденному не исполнилось 18 лет или если осужденная женщина беременна. Максимальным наказанием за manslaughter до закона 1948 г. была пожизненная каторга.
Детоубийство до 1922 г., если оно было умышленным, каралось как murder смертной казнью. Впервые закон 1922 г. ввел понятие детоубийства как привилегированного преступления. Таким, т. е. привилегированным преступлением оно признавалось в том случае, если будет установлено, что во время совершения действия или упущения, последствием которого была смерть новорожденного ребенка, мать еще не оправилась после родов и ее психика находилась вследствие этого в неуравновешенном состоянии. В настоящее время детоубийство карается как mansloaghter. Английское право отдельно предусматривает умерщвление еще не рожденного ребенка (каралось согласно закону 1929 г. каторжными работами без срока) и истребление плода (каралось каторжными работами до 5 лет).
Наказуемость за половые преступления установлена законом о половых преступлениях 1956 г. Статья 37 этого закона устанавливает, что изнасилование карается пожизненным лишением свободы. Лица моложе 14 лет не несут ответственности за изнасилование. В этих случаях действует неопровержимая презумпция неспособности совершить это преступление. Покушение на изнасилование влечет тюремное заключение на семь лет. В качестве особых преступлений закон предусматривает половое сношение с умственно неполноценными женщинами и несовершеннолетними (в обоих случаях независимо от согласия потерпевших). Статья 5 закона устанавливает, что половое сношение с несовершеннолетней моложе 13 лет карается пожизненным лишением свободы. Покушение карается двухлетним тюремным заключением. Ответственность наступает и тогда, когда у обвиняемого были разумные основания полагать, что потерпевшей больше 16 лет, за исключением случаев, когда сам обвиняемый моложе 24 лет.
Преступления против чести составляют в английских руководствах часть общего раздела о преступлениях против общественного порядка, что объясняется тем, что они угрожают устойчивости социального положения лица, против которого они направляются. Особенностью английского права остается то, что экономические мотивы его постановлений об охране чести выступают очень откровенно.[13]
Английское право знает два вида оскорбления: 1) ляйбель – позорящее сочинение, письмо, картина и т. п., другими словами опозорение в какой либо форме, сохраняющей длительное существование; 2) слэндер – устное оскорбление. Слэндер, по общему правилу, может влечь за собой только гражданско-правовые последствия, и то лишь тогда, когда доказан причиненный оскорблением убыток. Без этого условия устные оскорбительные наказуемы только в том случае, если в то же время они богохульны, грубо безнравственны. Позорящее произведение не влечет ответственности за ляйбель, если обвиняемый докажет, что позорящее деяние, приписанное потерпевшему, действительно было им совершено и что произведение было оглашено в общественных интересах. Ответственность за ляйбель исключается, если позорящие факты сообщены в петиции, поданной в парламент, в отчетах, публикуемых по постановлению парламента и т. д. Кроме ляйбеля, который может быть приравнен к оскорблению чести лица в письменной или печатной форме, английское право знает ляйбель богохульный, изменнический, возмутительный (сеющий смуту), безнравственный. Все эти виды оскорбления рассматриваются как оскорбление чувств общества и квалифицируются как «мисдиминор» (наказание – тюремное заключение).
Имущественные преступления распределяются между четырьмя категориями: воровство, подлог, виды обмана и подделки, не подходящие под понятие воровство, и имущественное повреждение. Центральное место среди этих преступлений занимает воровство. Закон 1916 г. впервые дал определение воровства, согласно которому в определение воровства входят четыре момента:
2) взятие вещи без согласия собственника; 2) взятие должно сопровождаться уносом, увозом или уводом взятого; 3) со стороны внутренней взятие вещи должно быть недобросовестным, и, кроме того, взявший должен действовать с намерением лишить навсегда собственника принадлежащего ему имущества; 4) взятый предмет должен быть таким, который может быть похищен. Виновный в воровстве может взять чужое имущество:а) прибегнув к хитрости; б) посредством устрашения; в) используя недоразумение со стороны передающего вещь; г) найдя вещь (при условии, что нашедший имел основания полагать, что собственник может быть разыскан).
От простого воровства, наказуемого законом на пять лет, закон отличает квалифицированные его виды. Среди квалифицированных видов воровства следует отметить разбой, т. е. похищение имущества посредством насилия, или посредство угрозы причинить повреждение самому потерпевшему, его имуществу, или члену семьи, или посредством угрозы предъявления обвинения в противоестественном половом сношении. Таким образом, понятие разбоя обнимает и один специальный вид шантажа. Разбой карается тюремным заключением до 14 лет, а если он сопровождается насилием над личностью или был совершен лицом, вооруженным наступательным оружием, или двумя или более лицами, то пожизненным лишением свободы. Специфическими видами имущественных преступлений являются насильственное проникновение в чужое жилище, соответственно в ночное и дневное время с целью совершения преступления.
Число проступков, преследуемых в порядке суммарной юрисдикции, огромно. Постановления, нарушения которых караются в суммарном порядке, включают многие из наиболее легких форм имущественной недобросовестности и злонамеренного причинения имущественного вреда, нарушения законов и правил, охраняющих порядок в общественных местах, и менее важные нарушения законов, относящихся к общественному здоровью, к налоговому обложению и т. п.
Азартные игры и денежные пари, сопутствующие всякого рода состязаниям и представляющие собой тоже род азартной игры, обставлены такими запретительными условиями, которые по существу узаконивают азартные игры.
Практика применения законов о торговле спиртными напитками подчинена интересам предпринимателей: борьба за трезвость среди рабочих есть борьба за обеспечение предпринимателям рабочей силы.
К числу самых архаичных законов, продолжающих действовать в судах суммарной юрисдикции, относится закон 1824 г. о бродяжничестве с последующими дополнениями. К мошенникам и бродягам закон 1924 г. стал помимо других категорий лиц относить лиц, которые бродят вне дома и устраиваются в каком-нибудь амбаре, или в какой-нибудь телеге или фургоне, если притом они не имеют видимых средств к существованию и не могут представить удовлетворительных о себе сведений. Бродяги могут подвергаться аресту и могут быть приговорены мировым судом к трем месяцам тюрьмы или к штрафу. Закон 1935 г. исключил слова «если они не имеют видимых средств к существованию» и прибавил, что человек не может быть признан бродягой, если только не будет доказано, что: он уклонился от преложенного ему приюта; постоянно бродит вне дома; причинил ущерб чужому имуществу, или внес инфекцию, или паразитов, причинил иной вред.
Различию в структуре романских правовых систем и английского права долгое время не придавалось должного значения. Это объясняется тем, что в течение длительного периода под влиянием ряда теорий считалось, что, анализируя право, достаточно подходить к нему лишь как к совокупности норм. Для тех же, кто посмотрит как бы со стороны, самым существенным в праве окажутся не нормы, которые оно содержит в данный момент, а скорее сама структура этого права, его классификация, применяемые концепции, тип норм права, составляющих его основу. Со всех точек зрения английское право весьма отличается от французского права и других систем, входящих в омано-германскую правовую семью. Структура английского права отлична от структуры французского права, и в этом различии заключается самая большая сложность для изучения английского права.
Различие в структуре права действительно полное. С точки зрения известных делений права мы не найдем в английском праве ни деления на право публичное и право частное, ни деления, столь естественного на наш взгляд, на право гражданское, право торговое, право административное, право социального обеспечения. Вместо этого мы находим в английском праве деление в первую очередь на общее право и право справедливости.
На уровне понятий в английском праве нет таких понятий, как родительская власть, узуфрукт, юридическое лицо, подлог, непреодолимая сила и т.п Зато нам встретятся такие незнакомые понятия, как доверительная собственность, встречное удовлетворение, эстоппель, треспасс и др, которые нам ни о чем не говорят. Не соответствуя ни одному из знакомых нам понятий, термины английского права непереводимы на другие языки, как термины фауны и флоры разных климатов. Когда любой ценой хотят перевести эти термины, их смысл, как правило, теряется. Различие в структуре, существующее между романскими правовыми системами и английским правом, проявляется не только в плане правовых категорий и понятий. На более элементарном уровне — нормы права — мы также не встретим в английском праве привычный нам тип нормы. В английском праве норма менее обща и абстрактна, чем норма французского права, и отсюда следует, например, отсутствие в английском праве элементарного для французов деления норм на императивные и диспозитивные. В силу иного характера норм кодификация континентального типа в Англии невозможна.