Арест имущества должника состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжения им (ст. 370 ГПК).
Опись имущества должника производится в соответствии с правилами ст. 371 ГПК, согласно которой судебный исполнитель производит опись имущества должника в количестве, необходимом для погашения присужденной взыскателю суммы и расходов по исполнению.
Опись имущества организации-должника производится в присутствии должника и понятых.
При описи имущества должник вправе заявить судебному исполнителю, на какие предметы взыскание должно быть обращено в первую очередь. Судебный исполнитель обязан удовлетворить такое заявление, если это не препятствует исполнению решения.
Об аресте имущества судебный исполнитель обязан составить акт, содержание которого регламентировано ст. 372 ГПК. Акт об аресте имущества подписывается судебным исполнителем, взыскателем, должником, хранителем имущества и другими лицами, присутствующими при его составлении, копия акта вручается должнику.
На какое же имущество предприятия-должника судебный исполнитель вправе обратить взыскание и в каком порядке оно должно осуществляться?
До принятия Указа этот вопрос вызывал большие затруднения на практике. Дело в том, что согласно ст. 411-413 ГПК взыскание не может быть обращено на предприятия, здания, сооружения, оборудование и другое имущество, относящееся к основным и оборотным средствам, семенные и фуражные фонды, а также на оборотные средства в пределах, необходимых для нормальной деятельности предприятий и организаций.
В силу же ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Никаких ограничений при обращении взыскания на имущество предприятия-должника не установлено и в ст.
207 АПК РФ.
И тот и другой подход к решению проблемы страдают односторонностью и не гарантируют в должной мере защиту прав взыскателя и должника в исполнительном производстве.
Первое правило, закрепленное в ГПК, значительно устарело, стало тормозить реализацию многих норм и институтов Гражданского кодекса РФ и должно быть отменено.
Второе, сформулированное в ГК РФ и АПК РФ, тоже нуждается в корректировке.
Как известно, принадлежащее предприятию разнообразное имущество играет различную роль в реализации задач, сформулированных в его учредительных документах. Отсутствие в законодательстве правовых норм, регламентирующих очередность обращения взыскания на такое имущество предприятия, и недостаточно высокий порой уровень квалификации судебных исполнителей нередко приводят к тому, что чаще всего взыскание в первую очередь обращается на основные средства предприятия и высоколиквидные активы. Продажа такого имущества влечет прогрессирующий рост кредитной задолженности и приводит к фактическому прекращению основной деятельности предприятия и его последующему банкротству. Обращение взыскания на недвижимость и другое имущество, составляющее заметную часть активов должника, по иску отдельного кредитора может привести к недостаточности оставшегося имущества для исполнения его обязательств перед другими кредиторами и, следовательно, к нарушению их имущественных прав. Временное положение установило очередность включения различных видов имущества в состав массы активов, подлежащих реализации во исполнение решений арбитражных судов и иных органов, и тем самым разрешило многие возникшие в практике затруднения. Согласно п. 8 при обращении взыскания на имущество должника реализация этого имущества осуществляется в следующей очередности:
в первую очередь реализуется имущество должника, непосредственно не участвующее в производстве: ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой транспорт, предметы дизайна офисов и др.;
во вторую очередь - готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие и не предназначенные для непосредственного участия в производстве;
в третью очередь - объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве;
в четвертую очередь - имущество, переданное иным лицам по договору аренды, займа, проката или иным договорам после принятия мер по их расторжению.
Введение указанной очередности обращения взыскания на имущество значительно укрепило не только правовое положение предприятия-должника в исполнительном производстве, но и гарантии защиты прав взыскателей и кредиторов.
Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то, что установленной очередностью обращения взыскания на имущество организации-должника лицо, осуществляющее взыскание, обязано руководствоваться главным образом при аресте имущества, а не при его реализации. Из содержания п. 8 Временного положения следует, что лицо, осуществляющее взыскание, должно арестовать все принадлежащее должнику имущество, а его реализацию производить в порядке установленной здесь очередности. Такой подход к решению задачи противоречит ст. 371 ГПК и может привести к нарушению прав должника и самого взыскателя.
Временным положением в какой-то мере разрешен также ряд сложных вопросов, связанных с обращением взыскания на имущество организации-должника. В частности, внесена определенность в вопрос о взаимодействии исполнительного производства по обращению взыскания на имущество должника и производства по делу о его несостоятельности (банкротстве).
Дело в том, что обращение взыскания на имущество предприятия-должника во исполнение судебных актов или актов иных органов нередко затрагивает права и интересы других кредиторов. Однако до принятия Временного положения в законодательстве не было никаких механизмов защиты прав этих лиц. В таких условиях для судебного исполнителя определяющим оказывался частный интерес только того лица, в чью пользу осуществлялось взыскание на основании решения арбитражного суда, интересы же других кредиторов, как правило, несущественны.
Выйти из создавшегося положения можно было лишь путем регламентации взаимодействия исполнительного производства по обращению взыскания на имущество должника и производства по делу о его несостоятельности (банкротстве).
Прежде всего надо было решить вопрос о приоритете одного из названных производств.
Из содержания норм, закрепленных в п. 9 Временного положения, видно, что в случае конкуренции двух производств предпочтение отдается производству по делу о несостоятельности (банкротстве). И это правильно, поскольку оно надежно гарантирует защиту прав всех кредиторов должника. Исходя из этого, характер действий судебного исполнителя, получившего исполнительный лист либо иной исполнительный документ, определен Временным положением в зависимости от того, было ли к моменту принятия им решения о реализации имущества, на которое обращено взыскание, арбитражным судом возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника. О возбуждении в арбитражном суде такого производства судебный исполнитель может получить информацию от взыскателя, должника, Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве). Последнее в соответствии с п. 12 Временного положения при возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) по своей инициативе обязано в любом случае уведомить об этом лицо, осуществляющее взыскание, взыскателя, должника, а также суд или арбитражный суд, выдавший исполнительный лист.
Если такое производство было возбуждено, судебный исполнитель на основании ст. 205 АПК РФ должен обратиться в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта.
Вопрос об отсрочке исполнения судебного акта рассматривается арбитражным судом с извещением судебного исполнителя, взыскателя и должника заказным письмом с уведомлением о вручении.
По результатам рассмотрения заявления выносится определение, которое направляется взыскателю и должнику.
Отсрочка исполнения решения судебного акта в этом случае предоставляется до рассмотрения арбитражным судом вопроса о несостоятельности (банкротстве) должника по существу.
Если иск кредиторов о признании должника несостоятельным (банкротом) удовлетворен, судебный исполнитель должен вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта. Арбитражный суд выносит определение, которым предоставляет отсрочку исполнения судебного акта до ликвидации предприятия-должника в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). После ликвидации предприятия-должника исполнительное производство должно быть прекращено применительно к п. 3 ст. 364 ГПК.
Несколько иначе должен действовать судебный исполнитель, если будет установлено, что на момент наложения ареста на имущество предприятия-должника производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника в арбитражном суде не возбуждалось.
Здесь характер действий судебного исполнителя зависит от вида имущества, на которое обращается взыскание. Если взыскание обращено на имущество первой и второй очереди реализации (п. 8), в течение установленного п. 15 Временного положения срока судебный исполнитель обязан продать его, а вырученные деньги перечислить взыскателю. При наложении же ареста на принадлежащее должнику имущество третьей либо четвертой очереди реализации лицо, осуществляющее взыскание, обязано в 3-дневный срок после осуществления ареста имущества должника направить в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом уведомление о произведенном аресте имущества должника с приложением сведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также о сумме требований взыскателя.