Копия такого уведомления подлежит направлению в налоговый орган, контролирующий осуществление должником платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, в 3-дневный срок после ареста имущества (п. 10 Временного положения).
Получив копию указанного уведомления, налоговый орган, контролирующий осуществление должником платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, обязан в недельный срок со дня получения уведомления подготовить и направить Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом следующие документы, необходимые для решения вопроса о возбуждении в арбитражном суде дела о несостоятельности (банкротстве) должника: справку о сумме задолженности должника перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами и сумме начисленных штрафных санкций, установленных на последний отчетный период, предшествующий аресту имущества должника; копию бухгалтерского отчета должника за последний отчетный период с отметкой налогового органа; иные материалы, необходимые для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), по форме, установленной Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации.
Согласно п. 14 Временного положения Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) в течение двух недель со дня получения от лица, осуществляющего взыскание, и налогового органа названных документов оценивает возможные последствия обращения взыскания на имущество должника и рассматривает вопрос о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о его несостоятельности (банкротстве).
По результатам рассмотрения этого вопроса принимается решение о возбуждении либо отказе в возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.
Решение о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) доводит до сведения лица, осуществляющего взыскание, взыскателя и должника, а также суда или арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист.
Получив соответствующее уведомление, лицо, осуществляющее взыскание, взыскатель либо должник в соответствии со ст. 205 АПК РФ и ст. 355 ГПК должны обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения до рассмотрения вопроса о несостоятельности (банкротстве) должника по существу.
Лицо, осуществляющее взыскание задолженности по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафных санкций, по получении указанного уведомления обязано прекратить реализацию имущества должника до рассмотрения вопроса о несостоятельности (банкротстве) по существу, если иное не предусмотрено законом.
Если Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) на основании представленных ему документов не находит оснований для возбуждения в арбитражном суде дела о несостоятельности (банкротстве), то о принятом решении уведомляется лицо, осуществляющее взыскание.
Получив такое уведомление, судебный исполнитель приступает к реализации имущества должника в соответствии с пп. 15, 16 Временного положения.
Продажа имущества должника осуществляется организацией, уполномоченной лицом, осуществляющим взыскание. Такой организацией может быть комиссионный магазин, иная торговая организация, коммерческая фирма, специализирующая на продаже имущества с торгов.
В зависимости от вида реализуемого имущества его продажа может осуществляться на комиссионных началах либо с торгов.
Из содержания п. 16 Временного положения следует, что движимое имущество должника реализуется на комиссионных началах, если иное не предусмотрено федеральным законом, а недвижимое - только с торгов. Здесь же записано, что продажа недвижимого имущества должника, реализуемого по правилам, установленным Временным положением, осуществляется в соответствии со ст. 447-449 ГК РФ организацией, уполномоченной лицом, осуществляющим взыскание.
С помощью данной отсылочной нормы проведение торгов по реализации арестованного имущества должника поставлено на правовую основу (что само по себе заслуживает одобрения), но вместе с тем в ней не учтено, что организация и проведение торгов по продаже арестованного судебным исполнителем имущества имеют свои особенности.
В частности, во Временном положении ничего не говорится о том, какие конкретно организации должны заниматься проведением торгов, как должны оформляться отношения судебного исполнителя с такими организациями, не совсем ясно и их правовое положение - вправе ли они отказаться от проведения торгов, если не вправе, то какие правовые последствия наступают в случае невыполнения этими организациями своих обязанностей.
Правила, закрепленные в ст. 447-449 ГК РФ, целесообразно конкретизировать и дополнить с учетом специфики реализации с торгов имущества, на которое обращено взыскание. В федеральном законе "Об исполнительном производстве" следовало бы определить состав лиц, имеющих право подачи заявки на участие в торгах, сроки ее подачи, документы, которые необходимо приложить к ней, правовые последствия нарушения установленных правил подачи заявки. Немаловажен здесь и вопрос о начальной цене объекта продажи. Кто должен решать его? Вряд ли правильно, чтобы это делала сама организация, занимающаяся проведением публичных торгов. Минимальная цена объекта продажи должна определяться судом или судебным исполнителем с учетом мнения должника и взыскателя.
Торги по реализации имущества организации-должника, как правило, должны быть открытыми. Поэтому организация, занимающаяся их проведением, обязана заблаговременно опубликовать информационное сообщение об объекте продажи. В нем в числе других сведений необходимо указать стартовую цену объекта продажи, последний срок приема заявок, сумму залога от начальной цены и др. В Законе следует особо оговорить право заинтересованных лиц знакомиться с документацией по объекту продажи. Поскольку речь идет о приобретении с торгов недвижимого имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному листу или иному исполнительному документу, немаловажное значение имеет и вопрос о лицах, которые не могут быть допущены к участию в торгах, о документах, представляемых лицами, допущенными к участию в них.
Подробно и четко в Законе должен быть урегулирован порядок проведения торгов (кто проводит, как начинаются, проводятся, завершаются и др.).
Нельзя оставить без внимания и следующие вопросы: о правах и обязанностях победителя и иных участников публичных торгов, о признании торгов несостоявшимися и недействительными, о моменте перехода права собственности на имущество покупателю, о порядке распределения денежных средств от продажи и др.
Детальное регулирование организации и проведения торгов недвижимого имущества, на которое обращено взыскание, значительно укрепит гарантии защиты прав должника и взыскателя в исполнительном производстве.
Нормы, регламентирующие специфику организации и порядка проведения публичных торгов недвижимого имущества, на которое обращено взыскание, должны быть закреплены в федеральном законе "Об исполнительном производстве" или в приложении к нему.
В соответствии с Указом порядок исчисления расходов по обращению взыскания на имущество организаций должно определить Правительство Российской Федерации в месячный срок. Однако до настоящего времени такие правила не опубликованы, а без них практически невозможно реализовать идеи, заложенные в Указе и Временном положении.
Не менее актуальным в настоящее время стал и вопрос об обращении взыскания по исполнительным документам на денежные средства предприятий, учреждений и организаций-должников.
Трудности, с которыми в подобных ситуациях сталкивается практика, тоже во многом обусловлены значительными пробелами в законодательстве. Оно не содержит ответа на многие поставленные жизнью вопросы, в частности не урегулирован порядок обращения взыскания на валютные счета предприятия-должника при отсутствии денежных средств на его расчетных счетах и порядок исполнения решений арбитражных судов и иных органов о взыскании денежных средств с корреспондентских счетов коммерческих банков-должников, отсутствует регламент, предусматривающий право банков устанавливать бесспорный порядок взыскания сумм задолженности с корреспондентского счета банка-должника и др.
По существу, все весьма важные вопросы, касающиеся обращения взыскания на денежные средства должника, урегулированы в настоящее время лишь отдельными нормами АПК РФ и ГПК РСФСР и в большей мере - различными положениями, письмами и телеграммами Центрального банка Российской Федерации, то есть подзаконными актами.
Кроме того, нельзя не учесть, что Центральный банк Российской Федерации не имеет ни опыта, ни специалистов, занимающихся принудительным исполнением судебных актов. Об этом свидетельствует, в частности, небезызвестное письмо ЦБ РФ от 1 сентября 1995 года № 187, справедливо критикуемое и практиками, и теоретиками (утратило силу с 1 марта 1996 года). Введенным в действие с 1 марта 1996 года Положением о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций установлен более совершенный порядок списания денежных средств с корреспондентских счетов кредитных организаций на основании решений судов. Однако значительно продвинуться вперед так и не удалось. И это понятно, поскольку речь идет о регулировании не просто расчетных отношений, а отношений, возникающих при принудительном исполнении решений арбитражных судов и иных органов о взыскании денежных средств с предприятий должников. Как уже говорилось, эти весьма "острые" в социальном плане отношения должны регулироваться главным образом законом, а не подзаконными актами. Данное обстоятельство не было в должной мере учтено и при подготовке новых нормативных актов. Ни в проекте ГПК РФ, ни в проекте федерального закона "Об исполнительном производстве" нет даже специальной главы, посвященной регулированию отношений, возникающих при обращении взыскания на денежные средства предприятий-должников. Практика же показывает, что принудительное исполнение решений арбитражных судов и иных органов о взыскании денежных средств с предприятий, учреждений, организаций, в том числе и с банков, имеет свои особенности, которые должны быть учтены в законе. Правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие при исполнении таких решений, составляют самостоятельный институт исполнительного производства. Этот институт должен быть обособлен в самостоятельной главе федерального закона "Об исполнительном производстве", что позволит единообразно и полно урегулировать узловые вопросы, связанные с принудительным исполнением судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств.