Учение Гоббса о праве является составной частью его концепции неограниченной власти государства, обеспечивающей гражданский мир. Естественный закон Гоббс понимал как ограничение естественной свободы каждого человека в целях безопасности их совместной жизни. Гражданский закон, установленный сувереном, является необходимой гарантией естественного закона. По учению Гоббса, власть государства абсолютна – ей подчинены действия и слова подданных, которые по отношению к суверену не имеют никаких прав, несут одни лишь обязанности. Однако, по теории Гоббса, в области частноправовых отношений подданным должны быть обеспечены равенство перед законом, свобода как право делать все, что не запрещено законом, беспристрастный суд, незыблемость договоров, свобода предпринимательства и частной инициативы. По существу Гоббс обосновывал правовую модель гражданского общества, охраняемого авторитарной властью. Он был сторонником государственной религии и политической цензуры. Действительное противоречие в учении Гоббса о праве состоит в неопределенности теоретического решения вопроса о том, означает ли несвязность суверена гражданским законом не только право государства издавать, менять и отменять законы, но еще и возможность действовать в противоречии с неотмененным законом. Однако такого рода неопределенность практически присуща любому авторитарному государству.
Гоббс с большой силой подчеркнул эгоистическую природу человека, определяемую как его стремление к самосохранению, так и тем более самыми различными интересами, углубляющимися и усложняющимися в условиях цивилизации. Многообразная игра интересов, говорит Гоббс в «Левиафане», приводит к оспариванию, казалось бы самых незыблемых геометрических истин.
Натуралистическое понятие человека положено Гоббсом и в основу его концепции происхождения и сущности государства, самого важного из «искусственных тел». Человеческое общество проходит две стадии. Первая из них – это естественное состояние. Здесь люди живут, подчиняясь в основном своим чувственным влечениям и руководствуясь естественным правом. Оно в принципе дает каждому человеку право на все, чего ему хочется, но интересы и право одного наталкиваются на аналогичное право другого. Здесь люди живут по правилу «человек человеку волк», а в обществе царит «война всех против всех», грозящая людям всеобщим истреблением.
Возможность выхода из этого состояния заложена в разумности человека, естественных законах, простых правилах морального благоразумия. Все они сводятся к древнему «золотому правилу»: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой. Это правило самоограничения эгоизма с необходимостью толкает людей на путь заключения общественного договора, в результате которого и возникает государство. Суть договора в том, что его участники, обладая великим даром речевого общения, вступают благодаря ему в гражданское состояние, отказываются от значительной части своих естественных прав, отчуждая их в пользу верховного главы государства и подчиненных ему служителей. Естественные законы, которые в природном состоянии выступают лишь как тенденции, непрерывно перебиваемые чувственными страстями, в гражданском состоянии получают наибольшие возможности для своего проявления. Государственность становится, таким образом, главным морально воспитующим фактором цивилизации. Право и мораль сближаются, различие между ними сохраняется в том, что гражданские законы – писаные, а естественные – неписаные. Верховная государственная власть – абсолютна, ее носитель (не обязательно король) не разделяет ее ни с кем. Его действия, однако, не произвол, так как действию законов «суверен подчинен так же, как последний из его подданных». Граждане сохраняют многие из естественных прав (гарантию на жизнь, экономические и семейные отношения, воспитание и др.) и в меру этого свободны.
Итак, сочинение Т. Гоббса «Левиафан» состоит из четырех частей: о человеке, о государстве, о христианском государстве и о царстве тьмы. В нем рассмотрена договорная теория происхождения государства. По его мнению, люди, благодаря дару речевого общения, заключают устный договор передачи своих естественных прав суверену, носителю государственной власти, и объединяются в государство с целью самосохранения..
Таким образом, сравнивая взгляды Дж. Локка и Т. Гоббса на образование государства, можно выделить различия в представлениях о нахождении человека в естественном состоянии и сходство в процедуре образования государства.. Так, Т. Гоббс считал, что в естественном состоянии люди находились в положении «войны всех против всех», и, чтобы не уничтожить друг друга в этой войне, договорились и образовали государство. Дж. Локк напротив, считал, что в естественном состоянии все люди равны и свободны, находились в состоянии доброжелательности и мира, но гарантии безопасности были недостаточно надежными, поэтому люди объединились в государство, заключив устный договор.
Глава 2. Сущность теоретических воззрений Дж.Локка и Т.Гоббса.
2.1 Воззрения Дж.Локка на государство и право.
Под государством Дж.Локк подразумевал «не демократию или какую-либо иную форму правления, а любое независимое сообщество, которое латиняне обозначили словом «civitas», а в английском языке этому слову лучше всего соответствует слово “государство” (commonwealth)».
По мнению Дж. Локка, государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. «Те, кто объединены в одно целое и имеют общий установленный закон и судебное учреждение, куда можно обращаться, и которое наделено властью разрешать споры между ними и наказывать преступников, находятся в гражданском обществе; но те, кто не имеют такого общего судилища, я имею в виду – на земле, все еще находятся в естественном состоянии, при котором каждый, когда нет никого другого, сам является судьей и палачом, а это и есть совершенное естественное состояние». [2;с.311] От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. «Следовательно, когда какое-либо число людей так объединено в одно общество, что каждый из них отказывается от своей исполнительной власти, присущей ему по закону природы, и передает ее обществу, то тогда, и только тогда, существует политическое, или гражданское, общество». [2;с.312]
Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, которые они затем передают государству. В своей работе Дж.Локк не говорит о полном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано. Цель этого объединения – общее благо.
Дж Локк считал, что в естественном состоянии индивиды обладают двумя видами власти. «Во-первых, это власть делать то, что он считает необходимым для сохранения себя и других в рамках закона природы. Другая власть, которой обладает человек в естественном состоянии, – это власть наказывать за преступления, совершенные против данного закона». [2;с.336] От этих двух видов власти человек отказывался полностью и в пользу государства. Также он отказывался от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми обладал в естественном состоянии, с целью безопасности и процветания общества.
Вопрос, считал ли сам Локк как и многие другие представители школы естественного права общественный договор историческим фактом или просто пользовались им как рационалистической схемой, методом обоснования определенной политической платформы, остается открытым.
На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того закону должны быть присущи стабильность и долговременность действия. Локк считал, что свобода – это не анархия, что стремились внушить Филмер и другие сторонники абсолютизма, и гарантия от произвола, она – основа всех других прав человека, так как потеряв свободу человек ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. У него нет больше средств их защитить. Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, «он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов, и применять силу сообщества в стране только при выполнении таких законов». [2; с.337] Законы только тогда способствуют достижению «главной и великой цели» государства, когда их все знают и все выполняют, а цель эта, не что иное как «интересы мира, безопасности и общественного блага народа». В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по мнению Дж. Локка, является решающим инструментом сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует защиту индивида от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов, там нет и свободы».Итак, государство по мнению Дж. Локка это совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.