2.2 Воззрения Т.Гоббса на государство и право.
Государственная модель общества, являясь способом выхода из «естественного состояния», обнаруживает тесную связь с понятием права, как системы действующих норм. В свою очередь, категории «естественного права» и «естественный закон» становятся рациональными предпосылками идеи государства. Таким образом отличие естественного правопонимания Т.Гоббса от предшествующей ему традиции заключается в сосредоточение внимания на понятии формы права, а не на содержании нормы, которое определяется как условное, то есть субъективное.
В результате чего, модель общественных отношений, в основу которых положена идея договора, становится фундаментальной категорией, как для теории права, так и для теории государства автора «Левиафана»
В трактате «Левиафан», в главе «О государстве», обращаясь к определению государства, Гоббс почти сразу же переходит к ответу на вопрос о понятии и сущности государства. «Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передаешь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством». [1;с.133]
В договоре Гоббс видит взаимодействие отдельных индивидов, которое имеет совершенно определенную цель – выход из состояния «войны всех против всех». А конкретнее, договор у Гоббса есть средство для достижения главной цели человеческого бытия – самосохранения. «Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни». [1;с.129] Гоббс выдерживает твердую логическую последовательность своих рассуждений: с начала необходимо защитить жизнь, чтобы потом обратиться к достижению счастья.
Продолжая договорную теорию, Гоббс переходит к определению сущности государства. Сущность государства он обнаруживает в фигуре суверена, полномочия которого возникают на основании заключенного договора. «В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя огромное множество людей , с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». [1;с.133] Это определение Гоббса подчеркивает, что хотя соглашение заключено каждого с каждым (его формальная часть, то есть механизм, который должен быть приведен в действие), значение его проявляется с момента достижения поставленной цели. То есть с возникновения суверенной власти. Таким образом, люди, заключившие договор друг с другом, становятся его участниками. Но их волеизъявления оказывается недостаточно для завершения договорного процесса. Необходим еще один элемент, которым становится фигура суверена. Соответственно, верховная власть оказывается не только прямым представителем воли народа, так как из определения очевидно, что для Гоббса суверен становится не просто результатом совокупности множества воль людей, а чем-то принципиально иным.
Согласно Гоббсу, суверен, не будучи участником договора, определяется как сущность государства в силу того, что только он может обеспечить действительность соглашения. От людей, вступающих в соглашение, требуется их согласие о передаче своих прав, и на этом их роль заканчивается. Лицо, в адрес которого происходит делегирование прав, становится тем, кто продолжает логику договора, так как именно он обеспечивает его действенность. Т.Гоббс указывает, что «соглашения являются лишь словами и сотрясанием воздуха и обладают силой обязать, сдерживать, ограничить и защитить человека лишь постольку, поскольку им приходит на помощь меч государства, то есть несвязанные руки того человека или собрания людей, которые обладают верховной властью и действия которых санкционированы всеми подданными и исполнены силой всех подданных, объединенных в лице суверена». [1;с.136]
В истории политико-правовой мысли почти всегда акцентируют внимание на том, что Т.Гоббс говорит о двух путях приобретения суверенитета. Однако в «Левиафане» он уделяет внимание только одному из них. «Для достижения верховной власти имеются два пути. Один – физическая сила, например, когда кто-нибудь заставляет своих детей подчиняться своей власти под угрозой погубить их в случае отказа или когда путем войны подчиняют своей воле врагов, даруя им на этом условии жизнь. Второй – это добровольное соглашение людей подчиниться человеку или собранию людей в надежде, что этот человек или это собрание сумеет защитить их против всех других. Такое государство может быть названо политическим государством, или государством на установлении, а государство, основанное первым путем – государством, основанным на приобретении. В первую очередь я буду говорить о государстве, основанном на установлении». [1;с.133-134]
Согласно Т. Гоббсу договор заключает каждый человек с каждым, с целью делегировать часть своих прав другому лицу. Однако в случае возникновения суверенитета по модели государства на приобретении (то есть путем прямого подчинения), соглашение достигается между лицом подчиненным (под страхом смерти) и лицом подчиняющим. Здесь нет природного равенства, на котором настаивает Гоббс, а значит, нет основополагающего элемента договора. А именно появления суверенной власти в полном смысле этого слова.
Ответить на вопрос о сущности суверенитета в государстве на установлении у Т.Гоббса можно следующим образом. Будучи ограничен категориальным аппаратом своей эпохи автор «Левиафана» был вынужден сводить идею суверенитета к определенной фигуре, к «лицу, ответственному за принятые решения».
Таким образом, предложенная Т.Гоббсом формула общественного договора и возникновения суверенной власти, в которой сделан акцент на механизмах, а не на содержании (Т.Гоббс практически игнорирует вопрос о правовом статусе суверена, равно как и обязанности подданных направлены на обеспечение их беспрекословного подчинения), позволяет определить сущность суверенитета через концептуализацию вопроса о «принятии решения». Равно как и в сфере права для Т.Гоббса существенна не сама норма права (ее содержание), а форма ее выражения (договор или, как его следствие, влияние абсолютной власти).
До образования государства, находясь в естественном состоянии. В состоянии «войны всех против всех», человек сформулировал естественные законы, некие требования истинного разума как более надежные средства для сохранения жизни, кроме своих индивидуальных возможностей. «Естественный закон, lex naturalis, есть предписание, или найденное разумом (reason) общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни». [1;с.98] Истинный разум требует от человека соблюдения своих обязанностей перед остальными людьми ради собственного самосохранения. Поэтому различие между правом (jus) и законом (lex), по мнению Т.Гоббса, заключается в том, что «право состоит в свободе делать или не делать», закон же «определяет и обязывает», поэтому в отношении одной и той же вещи обязательство (закон) и свобода (право) несовместимы. Если естественное право - это царство свободы каждого, то естественные законы - это обязательства, накладываемые на каждого разумом каждого. Иными словами, право и закон, jus и lex, выступают как правомочие и обязанность. Сказанное вытекает из смысла естественных законов, сформулированных Гоббсом.
Поскольку первым из благ является самосохранение, то наиболее общее предписание истинного разума гласит: "всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его; если же он не может достигнуть его, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне". В первой части этого предписания содержится «первый и основной естественный закон, гласящий, что следует искать мира и следовать ему»; вторая его часть относится к естественному праву «защищать себя всеми возможными средствами». [1;с.99] Первый естественный закон определяет цель - мир. Второй естественный закон определяет средства его достижения. «В случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе». [1;с.99]