Содержание:
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Общая характеристика работ Дж. Локка и Т.Гоббса
1.1 Общая характеристика работы Дж. Локка «Два трактата о правлении»…5
1.2 Общая характеристика работы Т.Гоббса «Левиафан»……………………..8
Глава 2. Сущность теоретических воззрений Дж.Локка и Т.Гоббса
2.1 Воззрения Дж.Локка на государство и право……………………………...12
2.2 Воззрения Т.Гоббса на государство и право……………………………….15
Заключение…………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………23
Введение
Актуальность темы. Представленная работа посвящена актуальной теме - «Договорная теория происхождения государства», которой посвящено множество работ. В многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены узкие вопросы договорной теории происхождения государства.
Отдельные положения договорной теории разрабатывались еще в V-IVвв. до н.э. философами Древней Греции и Древнего Рима. Однако в своем классическом виде договорная теория появилась лишь в XVII-XVIII вв. Авторами данной теории считают Г. Гроция (Голландия, 1583-1645), главное сочинение которого «О праве войны и мира»; Т. Гоббса (Англия, 1588-1677), взгляды которого отражены в труде «Левиафан»: Дж. Локка (Англия, 1632-1704), изложившего свою позицию в работе «Два трактата о правлении»; Ж.Ж. Руссо (Франция, 1712-1778), написавшего сочинение «Общественный договор»; П. Гольбаха (Франция, 1723-1789), изложившего свои взгляды в сочинении «Естественная политика» и А.Н. Радищева (Россия, 1749-1802).
Представители договорной теории по-разному толковали естественное состояние человечества до возникновения государства. Но сходились в том, что считали договор предпосылкой для образования государства, и хотя такого рода договор как документ не был обнаружен, тем не менее, общепризнано, что он был устным. Но это не снижает его конституирующего значения.
Договорная теория вобрала в себя достижения выдающихся мыслителей почти за 200 лет.
Достоинство договорной теории видится в следующем. Она, во-первых, провозгласила народ источником государственной власти, принадлежностьсуверенитета народу. Правителиявляются лишьуполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Во-вторых, носит демократический характер, поскольку исходит ил того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой и каждый из них ценен для общества. В-третьих, впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты, и частности на договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями и иными правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.).
Однако эта теория не в состоянии объяснить происхождение государства у разных народов.
Цель исследования: на основе теоретического анализа выявить особенности договорной теории происхождения государства.
Задачи исследования:
1) Изучить научную литературу по теме исследования.
2) Проанализировать взгляды Дж. Локка и Т. Гоббса на государство.
Методы исследования: теоретический анализ
Глава 1. Общая характеристика работ Дж.Локка и Т.Гоббса.
1.1 Общая характеристика работы Дж.Локка
Локк Джон (1632-1704) – английский философ и политический мыслитель, считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную, которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве.
В 1690 году опубликованы основные труды Локка. Его большое произведение – «Опыт о человеческом разумении» - внесло существенный вклад в теорию познания, сформировав философскую доктрину эмпиризма. В том же году издана книга «Два трактата о правлении». В первом трактате Локк критикует теоретическое обоснование абсолютной монархии в книге Р.Филмера «Патриарх»; Во втором – существенно развивает правовую и политическую теорию Нового времени. Опираясь на теорию естественного права и общественного договора, Локк выдвинул и обосновал идею естественных прав человека (свобода, равенство, собственность), а также теорию разделения властей.
В «Двух трактатах о правлении» впервые обстоятельно изложены начала политической доктрины либерализма. В первом трактате Локк рассматривает и опровергает взгляды роялиста Филмера, автора книги «Патриарх: защита естественной власти королей против неестественной свободы народа». По Филмеру, всякая собственность и власть происходят от владений и власти Адама, дарованных ему Богом. Филмер считает, что «всякое правление есть абсолютная монархия», обосновывая это тем, что «ни один человек не рождается свободным».
Во втором трактате Джон Локк излагает свои взгляды на происхождение государства путем заключения общественного договора. Он считает, что первоначально люди находились в естественном состоянии, состоянии равенства, где человек подчиняется законам природы. Однако, в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. И всегда найдется человек, который изъявит желание подчинить себе других, готовый применить силу в отношении другого лица. Это и создает состояние войны, избежать которого люди могут, только образовав общество и отказавшись от естественного состояния.
Также, во втором трактате Локк развивает теорию происхождения собственности из труда, а государственной власти – из общественного договора. Ведь целью объединения людей в государство и передача ими себя под власть правительства является сохранение их собственности. Здесь излагается общая концепция происхождения, объема и цели государственного правления. Говорится об объеме и пределах законодательной власти. Дается определение законодательной, исполнительной и федеративной властей.
«Поскольку люди являются по природе свободными, равными и независимыми, то никто не может быть выведен из этого состояния и подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, – это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества». [2;с.317] Объединяясь в государство, люди передают правительству часть своих естественных прав ради защиты всех остальных прав: на жизнь, на свободу слова и веры, на собственность. Законодательная власть в государстве отделяется от исполнительной власти, включая судебную, и федеративной власти, осуществляющей внешние отношения. Правительство должно подчиняться закону, равно как и граждане, так как именно закон охраняет и обеспечивает их свободы, защищая каждого от произвола и насилия со стороны других. Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.
Единственный законный источник политической власти Локк видит в согласии народа, т.е. в общественном договоре, представляющем методологическую базу всей его политической системы. Локк отличает власть должностного лица над подданными от власти отца над детьми, хозяина над слугами, мужа над женой и господина над рабом, на смешении которых строились концепции сторонников абсолютизма. Политической властью, вытекающей из общественного договора, Локк считает право издавать законы и применять для исполнения этих законов силу сообщества. Разграничение разных видов власти, разного рода связей между людьми приводит Локка к проблеме соотношения политической власти и общества гражданина, стоящей в центре всей его теории и противоречащей средневековым концепциям об их единстве, и нерасторжимости. Итак, в произведении «Два трактата о правлении» Дж. Локк изложил начала политической доктрины либерализма, взгляды ученого на происхождение государства путем заключения общественного договора. Дж. Локк считал, что целью объединения людей в государство является сохранение их собственности.1.2 Общая характеристика работы Т.Гоббса «Левиафан»
Гоббс Томас (1588-1679) – английский философ-номиналист, теоретик естественного права, материалист, теоретик общества и государства. Разрабатывал и излагал свою систему философии, опубликовал ряд произведений. Книга «Левиафан» была издана в Лондоне в 1651 году. После смерти Гоббса «Левиафан» был публично сожжен по решению Оксфордского университета. Задолго до этого католическая церковь включила произведения Гоббса в «Список запрещенных книг».
Сочинение Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» состоит из четырех частей. В первой части рассматриваются вопросы психологии и гносеологии, обыденное и научное знание, важнейшие антропологические и этические понятия, общие вопросы религии, естественного права и естественного состояния, естественные законы как интеллектуальное достояние людей, выводящее их к государственности на путях общественного договора. Вторая часть трактует принципы государственности как искусственного организма, различные виды государства, права подданных как элементов единого целого, гражданские законы и т.п. Главная цель сочинения Гоббса – устойчивость государства и порядок в обществе. Проблема Бога и религии рассматривается в заключительной главе. Третья и четвертая части – «о христианском государстве» и «О царстве тьмы» - содержат резкую критику церкви ( в особенности католической), претензии которой на власть – одно из главных зол, приводящих к разрушению государства и к гражданским войнам. В этих частях содержится множество ссылок и цитат из Библии, свидетельствующих о рационалистическом и критическом отношении к ним автора, ставшего здесь предшественником Спинозы, а также о просветительских настроениях Гоббса. В кратком обозрении и заключении автор призывает граждан, поскольку революция завершилась, подчиниться новой власти лорда-протектора Кромвеля. После реставрации Стюартов в условиях роялистской и клерикальной реакции Гоббс в 1688 году опубликовал (в Амстердаме) латинский перевод «Левиафана». Не меняя его общих идей, автор, однако, заменил употребляемый здесь принципиально важный термин Commonwealth (английский эквивалент латинского термина respublica) на греческий термин «монархия».