Психологическое насилие является основой всех форм насилия или пренебрежения в отношении детей и включает в себя психологическое пренебрежение и психологическое жестокое обращение. Психическое насилие над ребенком проявляется в виде подавления его воли, угроз, внушения чувства страха, словесного грубого обращения, нелюбви, безосновательном изолировании ребенка. "Психическое насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера"[66].
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Также на одном из судебных заседаний мать ребенка просила лишить отца родительских прав, так как последний не уделяет должного внимание ребенку, а если и посещает его, то терроризирует его, постоянно оскорбляя и унижая. К судебному процессу привлекли психолога, кандидата психологических наук, руководителя НИИ семьи ОГПУ. Он в своем заключении, основанном на диагностических тестах, беседе, наблюдении, указал, что у ребенка негативное отношение к отцу, отца ребенок боится, упоминание об отце вызывает страх, беспокойство, психологическое напряжение[67].
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 10 жестокое обращение с детьми может проявляться и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).
Таким образом, под жестоким обращением с детьми можно понимать и пренебрежение основными нуждами и интересами ребенка. Оно может проявляться в недостаточном удовлетворении потребностей ребенка в еде, физической и психологической безопасности, любви, отсутствии должного обеспечения опекой и надзором или необходимой медицинской помощью
Анализ судебной практики показывает, что жестокость обращения с детьми выражается по-разному:
- непредоставление пищи, проживание в антисанитарных условиях, в результате - истощение, заболевания тяжелой степени;
- запирание ребенка на длительное время одного в помещении;
- запрет на пользование обогревательными приборами в холодное время, связывание рук и ног, запирание в погребе, в сарае в легкой одежде.
"Хронический алкоголизм и наркомания относятся к числу тяжелых заболеваний, сопряженных с полным поражением волевой сферы человека, и представляют особую опасность для ребенка. Родитель, страдающий хроническим алкоголизмом, не может разумно руководить своими действиями, поступками из-за тяжелого психического заболевания, отягощенного непреодолимым влечением к алкоголю"[68]. Поэтому обычно в семье, где родители - хронические алкоголики или наркоманы, дети находятся без должного присмотра, чаще всего голодают, не имеют самого необходимого из числа одежды, обуви, игрушек. Дети, проживающие в подобных семьях, вольно или невольно впитывают в себя нездоровую семейную атмосферу, в связи с чем гибнут нравственно и духовно, поскольку у них вырабатываются искаженные представления о духовных и нравственных ценностях. Опасность хронического алкоголизма родителей заключается и в том, что его состояние служит, как правило, первопричиной возникновения оснований лишения родительских прав.
Хронический алкоголизм и наркомания заболевания как основание лишения родительских прав имеют свою специфику. Если ранее мы писали о том, что вина является неотъемлемым признаком семейно-правовой ответственности, то при лишении родительских прав по вышеуказанному основанию возникает проблема с установлением вины родителей. С одной стороны, хронический алкоголизм и наркомания являются заболеванием, которые могут быть вызваны как виновными, так и невиновными действиями субъекта. Но с другой стороны, алкоголизм и наркомания возникают в результате сознательного доведения себя до такого состояния, и здесь в принципе можно говорить о вине. Установить вину в отношении действий родителей - хронических наркоманов или алкоголиков на практике сложно.
Для лишения родительских прав по этим основаниям нет необходимости в предварительном признании родителя - хронического алкоголика ограниченно дееспособным.
Например, при рассмотрении дела о лишении родительских прав доказательством, что ответчик страдает наркоманией стал акт судебно-наркологического освидетельствования от 2008 года, показания врача-нарколога [69].
С другой стороны, злоупотребление спиртными напитками не всегда влияет на выполнение родителями иных родительских обязанностей. Так, в ходе судебного заседания ответчик признал, что выпивает, но, как он указал, в меру. Прокурор настаивал на том, что ответчик злоупотребляет спиртными напитками. При рассмотрении дела было установлено, что сын ответчика посещает школу, учится удовлетворительно, отец отвозит ребенка 2 раза в год на лечение в больницу. Мальчик относится к отцу хорошо. Суд правомерно отказал в удовлетворении искового заявления, поскольку факт причинения вреда ребенку вследствие злоупотребления спиртными напитками и уклонение родителя от выполнения родительских обязанностей не подкреплен доказательствами[70].
"От алкоголизма следует отличать так называемое бытовое пьянство. Тогда поведение родителя, его отношение к детям оценивается сквозь призму других оснований лишения родительских прав"[71].
Совершение родителями умышленного преступления против жизни или здоровья ребенка или своего супруга впервые включено в семейное законодательство в качестве основания для лишения родительских прав.
"По информации Генпрокуратуры, за последние годы более тысячи детей погибли от рук собственных родителей (или матери, или отца). Причем в подавляющем большинстве случаев убийства совершались не случайно, в состоянии аффекта, а умышленно и хладнокровно. Дети просто мешали этим, с позволения сказать, "родителям" вести беззаботную жизнь. Их жестоко вычеркивали из жизни, как ненужную обузу"[72].
Действия, совершенные родителями в отношении своих несовершеннолетних детей, должны быть осознанными и целенаправленными. К таким деяниям относятся: покушение на убийство ребенка, стремление довести его до самоубийства, тяжкие телесные повреждения, побои, истязание, заражение венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией, оставление малолетнего в опасной, угрожающей его жизни обстановке и тому подобное. В этом плане следует понимать не только преступления, предусмотренные главой 16 УК РФ "Преступления против жизни и здоровья", но и такие, которые хотя и расположены в других главах УК РФ, но также могут причинить вред жизни или здоровью ребенка, например захват ребенка в заложники, подмена ребенка.
Любое из перечисленных преступлений, совершенное родителем, относится к числу тяжких, общественно опасных преступлений.
Положительно решен вопрос о лишении родительских прав Б. в отношении ее двух сыновей. Согласно материалам дела Б. злоупотребляла спиртными напитками, нигде не работала, подтверждены случаи, когда она заставляла детей под угрозой нанесения побоев есть испорченную пищу, у детей имеется ряд заболеваний, вызванных отсутствием полноценного питания, режима; больницу дети не посещают. В 2008 году в состоянии алкогольного опьянения Б. нанесла многократные удары ремнем по всему телу своим несовершеннолетним детям. Согласно актам СМО N 0 от 2008 года им были причинены телесные повреждения в виде ушибов, ссадин грудной клетки, которые не повлекли вреда здоровью. Приговором мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района от 2008 года она признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ст. 156, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 130, УК РФ. При таких обстоятельствах суд счел установленными основания для лишения родительских прав[73].
Однако причинить вред ребенку могут не только посягательства родителей (одного из них) на его жизнь и здоровье, но и умышленное преступление против жизни или здоровья супруга. Совершение родителем умышленного преступления против жизни или здоровья своего супруга, прежде всего, предполагает случаи, когда такое преступление совершается против другого родителя ребенка. Поскольку жестокое отношение к другому супругу травмирует ребенка, деформирует его отношение к отношениям внутри семьи, влияет на его психологическое, духовное, эмоциональное развитие так, как если бы жестокость была направлена на него, а не редко и сильнее. При этом не важно, совершались ли данные преступления на глазах ребенка или нет. Вот почему родитель, посягая на здоровье или жизнь другого родителя, может быть лишен родительских прав.
Совершение родителями (одним из них) умышленного преступления против жизни или здоровья других лиц не является основанием для лишения родительских прав.
Еще при обсуждении проекта СК РФ учеными предлагалось расширить данное основание лишения родительских прав. Так, И.А. Павлова предлагала "признать в качестве основания для лишения родительских прав преступное посягательство родителя на других детей (братьев, сестер), а также иных близких родственников, проживающих в одной семье с детьми"[74]. Хотелось бы отметить, что родители ребенка могут находиться в разводе и, значит, являться бывшими супругами. Что будет, когда один из супругов совершит умышленное преступление против жизни матери или отца ребенка, с которым либо никогда не состоял в браке, либо уже развелся? На наш взгляд, введение данного основания лишения родительских прав необходимо и отвечает интересам ребенка.