Смекни!
smekni.com

Родительские права и их осуществление (стр. 7 из 14)

Представительство родителями интересов своих детей основывается на презумпции единства их интересов; на том, что между интересами ребенка и интересами родителей нет противоречий: все, что совершают родители в отношении ребенка, - все для его блага, для обеспечения его интересов.

На родителей возложена защита прав и интересов несовершеннолетних за пределами Российской Федерации[36].

На практике родители чаще всего осуществляют полномочия законных представителей своих детей в делах, вытекающих из гражданско-правовых отношений, семейных правоотношений, а также при рассмотрении совершенных детьми административных и уголовных правонарушений

Полномочия родителей по защите прав несовершеннолетних детей в гражданских правоотношениях определяются нормами гражданскою законодательства о представительстве (ст. 26, 28, 37, 182 ГК) Как известно, гражданским законодательством несовершеннолетним предоставляются лишь ограниченные полномочия по распоряжению принадлежащим им имуществом, различающиеся в зависимости от достигнутого детьми возраста — от шести до четырнадцати лет или от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 26,28 ГК, ст. 60 СК). Соответственно родители выступают в гражданских правоотношениях как законные представители своих детей, не достигших возраста четырнадцати лет, т.е. совершают от их имени и в их интересах те сделки, которые дети не вправе заключать самостоятельно. Что касается несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, то родители не заключают сделок от их имени, а дают письменное согласие на совершение детьми тех сделок, которые они не могут совершать самостоятельно.

При совершении несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет сделки без согласия родителей, когда это согласие в силу закона (ст. 26 ГК) было необходимо, родители в вправе в судебном порядке оспорить такую сделку и требовать признания ее недействительной (ст. 175 ГК). Предъявляя иск о признании еде недействительной, родители исполняют свою обязанность по защите интересов своих несовершеннолетних детей.

Способность лично осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю, (гражданская процессуальная дееспособность) имеется у граждан, достигших совершеннолетия. Поэтому права и интересы несовершеннолетних защищаются суде их законными представителями — родителями. Однако при этом суд обязан привлечь к участию в деле самих несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ч. 3 ст. 37 ГПК). ГПК (ч. 3 ст. 52), при этом он наделяет законных представителей правом совершать от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом. В тех случаях, когда несовершеннолетние могут самостоятельно выступать в суде в защиту своих прав, суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, вправе привлечь к участию в деле родителей для оказания несовершеннолетним помощи. При необходимости допрос в суде несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до четырнадцати лет (а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет) по гражданскому делу может быть произведен с участием родителей, которые имеют право с разрешения председательствующего задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно содержания данных им показаний (ст. 179 ГПК).

В соответствии со ст. 25.3 КоАП полномочия законного представителя осуществляются родителями при защите прав и интересов своих детей, как привлекаемых к административной ответственности, так и являющихся потерпевшими по делам об административных правонарушениях.

Если несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности, то их родители, как законные представители, допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого (ст. 426 УПК). В судебном заседании родители несовершеннолетнего подсудимого вправе участвовать в исследовании доказательств на судебном следствии, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать в прениях сторон, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, участвовать в заседании суда апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Они присутствуют в зале судебного заседания в течение всего судебного разбирательства (ст. 428 УПК). Кроме того, вызов несовершеннолетнего к следователю, прокурору или в суд производится через его законных представителей.

Законные представители могут также участвовать при допросе своих несовершеннолетних детей в качестве свидетелей или потерпевших (ст. 191 УПК).

Родители как законные представители своих несовершеннолетних детей осуществляют их права и в исполнительном производстве. Вместе с тем родители могут поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному ими в качестве представителя (п. 2 ст. 30, п. 1, 4ст. 37 Закона об исполнительном производстве).

При злоупотреблении родителями своими родительскими правами ребенок, согласно ст. 56 СК, вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, одной из основных задач которого является защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. По результатам проверки такого обращения или любого иного сообщения органом опеки и попечительства может быть, в частности, установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких случаях исполнение родителями полномочий законных представителей своих детей может нанести ущерб имущественным и личным правам ребенка. Поэтому СК (п. 2 ст. 64) запрещает родителям в подобной ситуации представлять интересы своих детей. Соответственно к обязанности органа опоки и попечительства в случае разногласий между родителями и детьми отнесено назначение представителя для защиты прав и интересов детей. Однако, как правильно отмечается в юридической литературе, четко правовое положение такого представительства в СК не определено[37].

Не могут быть законными представителями своих детей родители, лишенные родительских прав (ст. 71 СК) или ограниченные в родительских правах (ст. 74 СК).

ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

§ 1. Ограничение родительских прав

Родительские права являются неотчуждаемыми; от них невозможно отказаться и передать их другим лицам без того, чтобы не попасть в число правонарушителей, так как отказ от осуществления родительских прав есть в то же время отказ от исполнения ими симметричных обязанностей. Поэтому санкции к родителям, в частности, лишение их родительских прав, применяются не только за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, но и за отказ от осуществления или ненадлежащее осуществление родительских прав; и то и другое расценивается как семейное правонарушение.

Свод законов гражданских Российской Империи формально устанавливал безграничную власть отца. Но при этом допускались некоторые ее ограничения в виде помещения несовершеннолетних детей в какие-либо частные учебные заведения или «в обучение частным лицам» либо в услужение или помещение «в какие-либо заведения». Но в случаях раздельного жительства супругов по вине одного из них, невиновному супругу принадлежало право требовать оставления у него всех детей.

Первый Семейный кодекс 1918 года не предусматривал ни ограничения родительских прав, ни отобрания детей у родителей. А кодекс 1926 г. допускал постановление суда об отобрании детей у родителей, если их пребывание с родителями опасно. Аналогичное право предоставлялось органам опеки и попечительства. Семейный кодекс 1969 г. вновь прибегает только к понятию «отобрание», которое применяется при лишении родительских прав и без такового. И только кодекс 1995 г. предусматривает специальную статью, названную «ограничение родительских прав», которое рассматривается как тождественное термину «отобрание» детей у родителей. Анализ высказанных в научной литературе спорных на этот счет точек зрения позволяет придти к выводу о необходимости изъять из текста ст. 73 СК слово «отобрание», которое является последствием ограничения родительских прав.

И только кодекс 1995 г. предусматривает специальную статью, названную «ограничение родительских прав», которое рассматривается как тождественное термину «отобрание» детей у родителей. Анализ высказанных в научной литературе спорных на этот счет точек зрения позволяет придти к выводу о необходимости изъять из текста ст. 73 СК слово «отобрание», которое является последствием ограничения родительских прав.

Исследование семейно-правовых норм, предусматривающих ограничение родительских прав, позволяет их рассматривать как отсутствие возможности пользоваться родительскими правами в полном объеме[38].

Ограничение родительских прав можно классифицировать на прямое и косвенное; оправданное и неоправданное; обоснованное и необоснованное.

К прямым ограничениям относится ограничение родительских прав, предусмотренное ст. 73 Семейного кодекса, где установлены основания ограничения родительских прав. Примерами косвенного ограничения могут быть положения п. 2 ст. 62 Семейного кодекса, где говорится о назначении опекуна ребенку несовершеннолетних родителей, не достигших шестнадцати лет, которые будут осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями. В подобных случаях назначенный несовершеннолетнему опекун по сути дела ограничивает его в родительских правах. Факт проживания родителя отдельно от ребенка также является косвенным ограничением его прав, так как ему остается лишь право на общение с ребенком, на участие в решении вопросов, связанных с воспитанием и содержанием несовершсннолстнего. Что же касается оправданного и неоправданного ограничения родительских прав, то следует иметь в виду, что защита интересов ребенка может состояться благодаря оправданному со всех точек зрения ограничению родительских прав. Так, п. 2 ст. 68 Семейного кодекса допускает передачу ребенка на попечение органа опеки и попечительства, если почему-либо родитель не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание. Налицо оправданное ограничение родительских прав[39].