От приготовления к преступлению покушение отличается тем, что здесь деяния виновного не ограничиваются созданием условий для совершения преступления, а уже непосредственно направлены на его осуществление. От оконченного преступления покушение отличается своей незавершенностью либо отсутствием наступления желаемого для виновного преступного результата.
Объективные признаки покушения на преступление.
Объективную сторону покушения, его специфику характеризуют три признака:
1. действие (бездействие) непосредственно направлено на совершение преступления;
2. преступление не завершено, т.е. не доведено до конца;
3. преступление не завершено по не зависящим от виновного обстоятельствам.
Под покушением как деянием, непосредственно направленным на совершение преступления, следует понимать осуществление деяний, входящих в объективную сторону состава преступления. Сами эти действия или бездействия проявляются именно в исполнении преступления. Они уже прямо направлены на охраняемый уголовным законом объект (отношение собственности, безопасность жизни или здоровья, половую свободу и пр.), ставят его в непосредственную опасность причинения существенного вреда. Будучи доведены до конца, они причинили бы объекту такой вред.
Недоведение преступления до конца, незавершенность криминального посягательства - другой существенный объективный признак покушения именно незавершенность преступного деяния отличает покушение от оконченного преступления и является одним из оснований для признания покушения самостоятельной стадией развития криминальной деятельности.
Незавершенность преступного деяния при покушении следует понимать как отсутствие всех необходимых признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренных конкретной нормой Особенной части УК РФ.
Это может быть невыполнение всех задуманных виновным для осуществления преступления действий.
Незавершенность криминального деяния при покушении может также характеризоваться ненаступлением указанного в законе преступного результата, когда виновный выполнил все те действия, которые он намеревался для этого совершить. В данном случае субъективную завершенность действий виновного следует отличать от фактической незавершенности преступного деяния (отсутствует предусмотренный уголовным законом преступный результат).
Довольно часто общественно опасные последствия наступают, но не те, к достижению которых стремился виновный, а иные. Это не превращает содеянное в оконченное преступление, поскольку для признания криминального деяния оконченным требуется наступление не любых общественно опасных последствий, а только тех, которые прямо указаны в законе. Таким образом, действия (бездействия) покушающегося могут причинять определенные вредные последствия, но они никогда не могут быть теми, наступления которых добивался виновный.
В тех случаях, когда предусмотренный законом преступный результат наступает не сразу, а спустя какой-либо промежуток времени, преступление признается оконченным. С точки зрения закона криминальное деяние считается оконченным, если наступил причиненный умышленными действиями (бездействием) виновного преступный результат, независимо от того, сколько прошло времени после совершения виновным общественно опасных действий (бездействия).
Третьим признаком, характеризующим покушение с объективной стороны, является то, что недоведение преступления до конца происходит по независящим от виновного обстоятельствам. Законодатель специально подчеркивает, что криминальное деяние в данном случае не доводится до конца не в силу добровольного отказа, а по объективным, не зависящим от виновного причинам. Поэтому покушение влечет за собой уголовную ответственность.
Причины, в силу которых преступление не доводится до конца, носят объективный характер и не зависят от воли виновного. К их числу можно отнести, например, вмешательство посторонних лиц, действие сил природы, неопытность и неподготовленность посягающего, допущенную им ошибку в фактических обстоятельствах дела (в объектах, средствах, способах действия) и пр. Поскольку помимо причин могут действовать также условия и другие детерминанты, в силу которых преступление не доводится до конца, точнее следует говорить не о причинах, а об обстоятельствах, помешавших завершению преступления. Примерно такая по смыслу формулировка содержится в УК РФ (в ч. 3 ст. 30 говорится о недоведении преступления до конца по не зависящим от виновного обстоятельствам).
В соответствии с законодательным определением покушения на преступление (в ч. 3 ст. 30 УК РФ) последнее характеризуется не только отсутствием желаемого для виновного преступного результата, что характерно для криминальных деяний с так называемым материальным составом, но и тем, что преступление не доводится до конца. Таким образом, законодатель подчеркивает возможность покушения применительно к преступлениям не только с материальным, но и с формальным составом.
Субъективные признаки покушения на преступление.
Со стороны субъективной покушение может быть совершено только умышленно с прямым умыслом. Содержание умысла при покушении на преступление с так называемым материальным составом включает осознание виновным общественной опасности действий (бездействия), непосредственно направленный на совершение преступления, предвидение возможности наступления в результате этого конкретных общественно опасных последствий и желание их наступления; при покушении на преступление с так называемым формальным составом - осознание виновным общественной опасности действий, непосредственно направленных на совершение преступление, и желания их совершить.
В постановлении «О судебной практике по делам об умышленных убийствах» от 22 декабря 1992г. Пленум Верховного Суда РФ указал, что «покушение на убийство возможно лишь с прямым умыслом, то есть когда действия виновного свидетельствуют о том, что он предвидел наступление смерти, желал этого, но смертельный исход не наступил в силу обстоятельств, не зависящих от его воли».
Покушение на преступление принято делить по степени оконченности на два основных вида: оконченное и неоконченное.
В основу такого деяния положен субъективный критерий базирующийся на представлении самого субъекта о степени завершенности своих действий (бездействия).
Оконченное покушение.
Оконченным следует считать такое покушение, при котором виновный полностью выполнил все то, что он считал необходимым для завершения преступления. Однако преступный результат не наступает или преступление не завершается по независящим от него обстоятельствам. При этом виновный убежден в том, что все зависящее от него для окончания преступления им выполнено и преступный результат должен наступить без каких либо дополнительных действий с его стороны. Однако намеченный преступный результат не наступает или криминальное деяние не завершается по объективным причинам, не зависящим от субъекта.
Неоконченное покушение.
Неоконченным считается такое покушение, при котором виновный по не зависящим от него обстоятельствам еще не выполнил полностью необходимых, с его точки зрения, действий (бездействия) и, таким образом, не завершил преступления. Виновный при этом осознает, что он еще полностью не совершил того, что нужно для окончания преступления.
Оконченное покушение обычно (при прочих равных условиях) более опасно, чем неоконченное. По своим признакам оно ближе к оконченному преступлению. Однако между ними необходимо проводить четкую грань. В отличие от оконченного преступления при оконченном покушении не наступает преступный результат, к достижению которого стремился виновный, или не совершаются полностью все общественно опасные действия, объективно необходимые для завершения преступления.
Деление покушение покушений на оконченное и неоконченное имеет существенное практическое значение. Важную роль оно играет при определении степени общественной опасности содеянного, назначении наказания и при решении вопроса о добровольном отказе от совершенного преступления.
Различают так же по степени годности - годное и негодное покушение. Негодное покушение, в свою очередь, подразделяется на покушение на негодный объект и покушение с негодными средствами.
Под покушением на негодный объект (точнее, на негодный предмет) понимаются такие случаи, когда виновный посягает на определенный объект, однако его действия вследствие допускаемой им фактической ошибки не создает реальной опасности причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям.
Под покушение с негодными средствами обычно понимают такие случаи, когда виновный для достижения своих общественно опасных целей применяет средства, которые по своим объективным свойствам не могут привести к окончанию преступления или к наступлению желаемого преступного результата. Под средствами здесь понимается не только собственно орудия и иные средства совершения преступления, но и его методы и способы.
По общему правилу, и покушение на негодный объект, и покушение с негодными средствами обладают признаками повышенной опасности, и лицо, совершившее такое покушение, подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.
В тех же случаях, когда непригодность средств очевидна, такие действия по существу являются не покушением, а обнаружением умысла и не влекут уголовной ответственности.
Основанием уголовной ответственности за предварительную преступную деятельность, т.е. за приготовление и покушение, является наличие в действиях виновного состава неоконченного преступления. При решении вопроса об уголовной ответственности за приготовление и покушение учитываются положения, указанные в ст. 29 и 30 УК РФ.