Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона – высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и т.д.
Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее не может образоваться и существовать:
· Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т.е. там, где существует гражданское общество.
· Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Культура как наработанная человечеством сумма духовных и материальных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов.
· Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности, оно основывается на праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании.
· Одной из главных предпосылок формирования правового государства справедливо называют наличие институтов гражданского общества.
· Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества.
· Формирование правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики.
· Формирование правового государства требует сбалансированных усилий. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве, скажем, от политической. Все необходимо делать параллельно.
Правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную формулу, как некоторую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность.
ГЛАВА 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1.Понятие гражданского общества в широком и узком смысле
Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. В таком случае элементы гражданского общества присутствуют в любом государстве, даже тоталитарном, так как невозможно полностью ликвидировать (даже насильственными мерами) естественные формы жизнедеятельности людей.
Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма.
Гражданское общество – продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.[9]
2.2. Структура гражданского общества
Современное гражданское общество имеет следующую структуру:
· Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические и другие объединения).
· Совокупность негосударственных, неполитических отношений в обществе (экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других). Это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.
· Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.
Таким образом, структура гражданского общества развитых стран представляет собой широкую сеть общественных отношений, различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, муниципальных коммун, благотворительных фондов и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества.
Из этого вытекает и конкретный анализ основных структурных элементов гражданского общества.
Во-первых, экономическая организация гражданского общества – это общество цивилизованных рыночных отношений. Рынок как своеобразный «компонент» экономической свободы невозможен без развития самостоятельной предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.
Второй структурный элемент гражданского общества – его социальная организация. В рыночных условиях она носит весьма сложный характер, что отражает прежде всего различия отдельных социальных групп. Можно выделить три основные группы населения гражданского общества: наемные работники, предприниматели и нетрудоспособные граждане. Обеспечение взвешенного баланса экономических интересов и материальных возможностей этих групп – важное направление социальной политики.
Третий структурный элемент гражданского общества – его общественно-политическая организация. Ее нельзя отождествлять с государственно-политической организацией, с государственным управлением обществом. Напротив, реальный демократизм гражданского общества как основы обеспечения действительной свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает свои собственные, негосударственные общественно-политические механизмы саморегуляции и самоорганизации.
В соответствии с этим происходит так называемая политическая институционализация гражданского общества, т.е. общество самоорганизуется с помощью таких институтов, как политические партии, массовые движения, профсоюзы, молодежные, религиозные организации и другие добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности их политических, профессиональных, культурных и иных интересов.[10]
Важной конституционной основой политической институционализации гражданского общества является принцип политического и идеологического плюрализма, многопартийность. Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой другой идеологии, кроме официальной, государственной. Важным условием обеспечения политического и идеологического плюрализма, а, следовательно, и институционализации гражданского общества является свобода организации и деятельности СМИ.
Это, однако, не означает тождества свободы личности и «правового положения гражданина». Свобода обладает таким свойством, как нормативность. Из этого следует, с одной стороны, что человек обретает свободу в результате своей способности подчиняться ее нормативным требованиям (общеобязательным правилам поведения). С другой стороны, это означает, что внешней формой бытия свободы личности являются социальные нормы, определяющие меру, допустимые границы свободы. И только в наиболее важных, имеющих повышенную значимость для общества или для самого человека областях меру свободы определяет, нормирует само государство. Это делается при помощи правовых норм, законов. Законы, если они носят правовой характер, являются в этом плане, по словам Маркса, «библией свободы». Главным же юридическим средством закрепления, признания со стороны государства достигнутой свободы личности является Конституция.
При этом сами права и свободы, в том числе конституционные, с одной стороны, определяются уровнем развития гражданского общества, зрелостью его экономической, социальной, общественно-политической организации; ведь гражданское общество – социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод человека и гражданина. С другой стороны, от полноты прав и свобод человека и гражданина, степени их гарантированности, последовательности реализации во многом зависит развитие, углубление важнейших характеристик гражданского общества как правового, демократического общества, как общества подлинной свободы и социальной справедливости. Права человека и гражданина являются в этом плане инструментом саморазвития гражданского общества, его самоорганизации. Эта двуединая взаимосвязь находит свое закрепление и на государственно-правовом, юридическом уровне, когда Конституция и другие законы устанавливают ответственность не только гражданина перед государством, но и государства перед личностью.[11]
2.3. Принципы открытого гражданского общества
Гражданское общество базируется на определенных принципах. Принципы гражданского общества – это основные начала, руководящие идеи, пронизывающие всю его сущность.
«Разрешено все, что не запрещено законом» - ведущий принцип гражданского общества, возник в период становления буржуазных государств. Он генетически связан с утверждением рынка, частного предпринимательства, конкуренции, прав человека.
Новый для нас разрешительный принцип выражает презумпцию правомерного поведения индивида, которая получила закрепление в ГК РФ, где в п.3 ст.10 говорится: «…Разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются».[12]
Однако, как показала практика, обращаться с указанным демократическим принципом следует осторожно.