Введение
Вопрос о сущности такого основополагающего феномена общественной и международной жизни, каким является государство,- столь же древний, сложный и многогранный, сколь и сам институт государства. К нему неизменно обращались философы и правоведы на всех этапах развития государственности и межгосударственных отношений, начиная со времен античности вплоть до наших дней.
Возникновение тех или других доктрин обусловливалось и эволюцией философской мысли, и разнообразием в подходах к систематизации отдельных форм деятельности государства.
Вопрос о сущности государства имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в современных условиях. Исследовав международно-правовые признаки государства, можно с достаточной степенью определенности сказать, является ли та или иная территориальная организация населения суверенным государством, субъектом, обладающим универсальным качеством международной правосубъектности, а следовательно, и порождаемым ею набором прав и обязанностей; имеет ли данное образование все предпосылки для его международного признания; будет ли иметь место международное правопреемство в случае изменения государственно-территориальной ситуации.
В.Е.Чиркин отмечает, что «сущность государства рассматривается философами и правоведами двояким образом: как философская сущность и как социальная сущность»[1]. С позиций философской оценки сущность понимается как особое явление в обществе самых разных стран, но обладающее наиболее общими признаками. Социальная сущность государства, его социальная роль связана, прежде всего, с природой государственной власти. В данной работе рассмотрим основные вопросы сущности государства и его социальной роли, а также основные тенденции развития государства в современных условиях.
Изучение сущности государства, как особого института общества, отличного от других общественных явлений, связано, прежде всего, с вопросом о возникновении государства.
1. Сущность государства
1.1. Возникновение государства: различные теории
Вопрос о возникновении и понятии государства является сложным. Это один из коренных вопросов дискуссии, которая длится многие века. Существует множество доктрин, с позиций которых объясняют процесс возникновения государства, формулируют понятие государства, дают его определение, указывая его наиболее характерные черты и выделяя его из других общественных явлений.
Каждая из позиций отражает взгляды и суждения представителей различных социальных групп, творивших в разное время, в неодинаковых социально-политических условиях. За время существования науки теории государства и права были высказаны и обоснованы с той или иной степенью достоверности десятки самых разных гипотез. Многие из предложенных концепций (например, органические теории, которые пытались объяснить природу государства по аналогии с человеческим организмом, анималистские (от латинского слова «животное») идеи, сравнивавшие организацию государства с колониями пчел, муравьев и т.д.) почти целиком относятся к прошлому и не оказывают влияние на современную науку, другие, хотя они были сформулированы столетия, а то и тысячелетия тому назад, продолжают использоваться в науке. Учёные выделяют следующие основные теории происхождения государства.
1.1.1. Теологическая теория
Теологические взгляды на природу государства зародились еще в древних Египте, Вавилоне, Китае, Индии, но как определенное направление, хотя и с разными истолкованиями священных текстов, они сложились в иудаизме, христианстве, исламе.
На протяжении всей истории человечества особая роль в жизни общества принадлежала религии. Рассматривая процесс создания государства как акт Божественной воли, ученые-теологи полагали, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира, а государь есть его наместник на Земле, как, по учению Римской церкви, Папа - наместник Христа на Земле в делах не только духовных, но и светских. Уже философы античной древности (Платон, Аристотель) считали законы откровением и даром богов, а по Кодексу Юстиниана, государь является посланником Божьим на земле.
В средневековой Европе в трудах ученых-теологов (и, в частности, в работах классиков католицизма - Августина Аврелия и Фомы Аквинского) необходимость государства выводилась, с одной стороны, из учения Аристотеля о политической сущности человека, а с другой - из определенного свыше предназначения государства как политического института. Поскольку человек уже изначально предрасположен к власти или к повиновению, постольку государственный порядок рассматривается как раз и навсегда устоявшийся, неизменный, подчиненный исключительно Божественному провидению.
Так, в теологических воззрениях святого Августина противопоставляются друг другу абсолютная вечность Бога и реальная изменчивость материального и человеческого мира, «Град Божий» и «Град земной». Стремясь преодолеть противопоставление церковной и светской властей, другой мыслитель Средневековья - Фома Аквинский - утверждал божественное происхождение всех видов власти. Основание морального (естественного) закона, по Аквинскому, лежит не в разуме законодателя, а в природе вещей, разумной в силу разумности творения, т. е. в разуме Бога, это «свет естественного разума»[2].
В целом же теологическая теория, представителями которой также являются Митрополит Илларион, Владимир Мономах, Иосиф Волоцкий, Иван Грозный, Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, Митрополит Филарет, настаивает на божественной природе власти государства, утверждает универсальный тезис cловами апостола Павла: «Нет власти не от Бога. Существующие же власти от Бога установлены»[3].
В теологическом подходе помимо ортодоксальных идей были и другие взгляды по вопросу о государстве. Наиболее известным сочинением этого рода является книга арабского автора Ибн-ХальДуна (XIV-XV вв.) «Пролигомены». Он полагал, что государство возникает в связи с переходом от равенства к господству и вырастает из власти собственников. Оно представляет собой объединение (группу) людей, обладающих собственностью, а также вооруженных профессионалов.
Как считает Р.С. Кокорев, в настоящее время «второе рождение» переживает теологический подходк понятию государства, и связано это возрождение, прежде всего с духовно-нравственным подъемом России. «Исторически религия в России доказала свою жизненную силу. Несмотря на длительное пренебрежение к ней со стороны властей, она сохранила свой регулирующий потенциал и вновь играет существенную роль в жизни общества»[4]. В религиозных нормах важное место занимают такие общечеловеческие ценности, как мир, справедливость, всеобщая безопасность, ненасилие, права личности, сотрудничество, равенство, международный правопорядок и др. Государства же призваны быть проводниками всех этих высоких идей и ценностей в жизнь.
Поэтому необходимо отметить, что, несмотря на свое религиозное содержание эта теория, возникшая в глубокой древности, отражает реальности, ранее связанные с теократическими формами государств, ныне же с возрастающей ролью религии в жизни общества. Важным аспектом этой теории является тот факт, что освящение государства и власти Божественным первоисточником, высшим моральным началом придает им - государству и власти - и силу авторитета, и безусловную моральную обязательность их политическим решениям.
1.1.2. Теория общественного договора
Одной из наиболее популярных политико-правовых теорий возникновения государства является договорная (естественно-правовая) теория, в зачаточном виде сформулированная уже у Аристотеля, Цицерона, других философов древности и получившая распространение в XVII-XVIII вв. в трудах европейских ученых: Г. Гроция, Б. Спинозы, Т.Гоббса, Э. Ваттеля, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищева. Противопоставляя договорную теорию происхождения государства божественной (теологической) теории, голландский мыслитель Гуго Гроций отмечал: «Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда берет свое происхождение гражданская власть»[5]. Согласно данной теории государство на добровольной основе создали члены общества, подписавшие специальный юридический акт - общественный договор.
Так как люди являются по природе свободными и равными, считали сторонники договорной теории, то никто не может быть подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Поэтому единственно возможным средством для выхода из естественного состояния и подчинения людей политической власти является соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы мирно жить. В основу первоначального договора, по мнению основателей договорной теории, должно было быть положено условие о подчинении всех его участников большинству. Для того чтобы государство способно было выступать как единое целое и продолжать оставаться единым сообществом, необходимо, чтобы это целое двигалось туда, куда влечет большая сила, которую составляет согласие большинства. Поэтому каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, берет на себя обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным. Таким образом, при помощи общественного соглашения возникает политическое сообщество - государство.
1.1.3. Классовая теория
Эта теория иногда называется материалистической, так как в ней содержатся попытки объяснить возникновение государства причинами материалистического (в основном экономического) характера.