Вопрос о единстве прав, свобод и обязанностей в основах правового статуса личности независимо от того, закреплен ли он в конституции или нет, является определяющим моментом правового статуса личности. Это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов. Именно это обстоятельство диктует необходимость рассматривать их как целостное правовое явление.
Как известно, в нашей Конституции опущена обязанность граждан трудиться. Это в известной степени символизирует теоретический и практический разрыв прав и обязанностей. В этой связи заслуживает всяческой поддержки посыл немецкого ученого Ф.Фабрициуса: «Право на труд признается в качестве примера прав человека. Вывод об обязанности трудиться представляется допустимым, ибо ценности, не обеспечиваемые природой, должны создаваться трудом»».[22]
В системе права конституционные права, свободы и обязанности занимают свое особое место и представляют собой самостоятельный институт.
Как особый государственно-правовой институт основные права, свободы и обязанности обладают рядом таких свойств, признаков, которые выделяют их из всей системы прав, свобод и обязанностей граждан и обусловливают их определяющую роль в оформлении правового статуса личности в демократическом обществе и государстве.
Единство прав, свобод и обязанностей обусловлено как их содержанием, так и формой закрепления. Конституционная форма представляет собой один из факторов их единства.
Единство прав и обязанностей достигается в основном: а) посредством таких формулировок, в которых права и свободы трудно отделять от обязанностей. Они как бы сливаются между собой. Примером такого способа служит текст ст. 48. Здесь возможность основного общего образования является вместе с тем и обязанностью. В советских конституциях право граждан на труд означало в то же время и обязанность трудиться; б) путем сочетания различных но содержанию прав и обязанностей, например закрепленное в ст. 35, 37 право частной собственности и право на свободный труд связано с обязанностью платить установленные законом налоги и сборы (ст. 57); в) посредством согласования прав и свобод человека и гражданина с его обязанностями или путем гарантии прав одних обязанностями других. Так, в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ утверждается, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
Здесь также нужно отметить наличие единства между правовым статусом личности и статусом государства, его органов, должностных лиц, а также общественных объединений. Предоставление прав и свобод человеку и гражданину и возложение на них определенных обязанностей должны координироваться с правами и обязанностями соответствующих субъектов правового общения. Оно выражается в том, что правам и свободам личности должны соответствовать определенные обязанности государства и его органов. И наоборот, возложенные на человека и гражданина обязанности обусловливают права и полномочия государства, государственных органов и должностных лиц. Сравните две нормы Конституции: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» и «Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации...».
Здесь в первом случае речь идет о праве граждан, во втором – об обязанности Президента РФ.
Однако, определяя правовой статус, например, органа государства посредством указания на права и обязанности, конституция и закон порой не делают различия между этими двумя институтами. Оно объясняется тем, что в правовом статусе любого органа и должностного лица права и обязанности сливаются воедино, образуя их компетенцию. Для государственного органа и должностного лица в их практической деятельности не имеет в общем большого значения, определятся ли предоставленные ему полномочия терминами «имеет право» или «обязан». И в том и в другом случае они должны осуществить определенные действия или воздержаться от них.
Матузов Н.И. дает такую характеристику единства прав и обязанностей. По его мнению, единство прав и обязанностей выражается: в их одинаковой социально-политической однородности, одинаковой значимости и ценности; в их юридической согласованности; в диалектическом взаимодействии как парных категорий; в однозначности роли как определителей вида и меры поведения субъектов (соответственно возможного и необходимого); невозможности раздельного (независимого) функционирования и реализации; в общности целей, путей, задач развития; в гарантированности со стороны государства и одинаковой заинтересованности в осуществлении и тех и других.[23]
Заключение
Право плюс обязанности, свобода плюс ответственность – таков один из основополагающих принципов гражданского общества.
1. Права и свободы – высшая ценность, признаваемая, соблюдаемая и защищаемая государством.
Конституционные права и свободы - есть представленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод.
2. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством.
Конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности – это закрепленное конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнение предписанных Конституцией правил.
3. Наряду с правами и свободами, обязанности являются составной частью правового статуса личности.
Единство прав и обязанностей в нашем обществе является важнейшим принципом, выражающим гармоническое сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства.
4. Добиваться реализации обязанностей граждан можно и нужно не только кнутом, но и осознанием авторитета власти, от которой указание этих обязанностей исходит.
Как сказал известный правовед Коркунов: «Авторитет велений власти основывается всегда в конце-концов на признании их обязательности со стороны общества. Каждый отдельный гражданин вынужден подчиняться велениям органов власти не потому только, что повелевающий от него этого требует, но и потому, что все общество признает для него эти веления обязательными. Но такое признание необходимости исполнения каждым обращенных к нему велений и обусловленное им нравственное понуждение других к подчинению не есть уже исполнение велений, a составляет деятельное к ним отношение. Такое признание, составляющее главное основание государственного властвования, само не может уже основываться на подчинении велениям органов власти».[24]
Список использованной литературы
1. Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993г. – СПС Консультант Плюс.
2.Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. – СПС Консультант Плюс3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950 г. – СПС Консультант Плюс4. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. .Вступил в силу 23 марта 1976 года. - СПС Консультант Плюс.
2. Литература
5. Апиян Н.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. - №5.
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - 4-е изд., изм. и доп. - М., 2004.
7. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. – М., 2001.
8. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики/ Под ред. Ф.М. Рудинского. – 2-е изд. – М., 2006.
9. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России/ Под ред. Ю.А. Веденеева. - М., 2003.
10. Конституционное право: Энциклопедический словарь. - М., 2005.
11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.