1.2 Юридическая природа и содержание дееспособности граждан
Дееспособность является одной из основных категорий, лежащих в основе науки гражданского права. Она подчеркивает сознательно-волевой характер роли субъекта в гражданском правоотношении.
Дееспособность — это признаваемая нормами права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять принадлежащие ему юридические права и исполнять возложенные на него юридические обязанности (п. 1 ст. 21. ГК РФ) [2].
Понятие дееспособности включает в себя:
- способность к совершению сделок (сделкоспособность);
- способность нести ответственность за неправомерные действия (деликтоспособность).
Дееспособность по юридической природе – субъективное право гражданина. Это право отличается от других субъективных прав своим содержанием: оно означает возможность определенного поведения для самого гражданина, обладающего дееспособностью, и вместе с тем этому праву соответствует обязанность всех окружающих гражданина лиц не допускать его нарушения.
1) Наиболее существенным элементом в содержании гражданской дееспособности является способность граждан своими руками приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. Осуществление ее может выражаться в совершении лицом различных сделок, направленных на отчуждение или приобретение имущества, оказание услуг, выполнение работ и т.д. Например, в силу договора лицо приобретает определенные права и возлагает на себя соответствующие обязанности.
2) Приобретение прав, как известно, не является самоцелью. Поэтому существенна и способность лица к осуществлению приобретенных прав и исполнению возложенных обязанностей. Реализация названной способности может выражаться в осуществлении собственником принадлежащего ему права владения, пользования и распоряжения объектом собственности, в исполнении должником лежащей на нем обязанности по заключенному ранее договору и др.
3) Наконец, столь же существенным элементом дееспособности является способность гражданина нести имущественную ответственность за допущенные им правонарушительные действия, которыми причинен имущественный вред, вызванный, например, невыполнением лежащей на гражданине по договору обязанности или причинением его виновными действиями имущественного вреда [11].
Некоторые авторы (Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев и др.) выделяют такие элементы содержания дееспособности граждан:
- возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность);
- возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность);
- возможность гражданина заниматься предпринимательской деятельностью (ст.23 ГК) [2, 18].
Все это индивидуализирует дееспособность как особый вид субъективного права. Помимо особых черт, дееспособность обладает и общеродовым свойством, характерным для всех субъективных прав – возможностью защиты данного субъективного права от нарушений.
Содержание дееспособности граждан тесно связано с содержанием их правоспособности. Если содержание правоспособности составляют права и обязанности, которые физическое лицо может иметь, то содержание дееспособности характеризуется способностью лица эти права и обязанности приобретать и осуществлять собственными действиями. Поэтому, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями [19].
Дееспособность, как и правоспособность, нельзя рассматривать как естественное свойство человека. И та, и другая предоставлены гражданам законом и являются юридическими категориями. Поэтому, в отношении дееспособности закон устанавливает ее неотчуждаемость и невозможность ограничения по воле гражданина.
Что касается возможности принудительного ограничения дееспособности, то согласно п. 1 ст. 22 ГК никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.
Примером может служить норма ст. 30 ГК, предусматривающая ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами [2].
В отличие от правоспособности, которая в равной мере признается за всеми гражданами, дееспособность граждан не может быть одинаковой.
Характерная черта дееспособности заключается в том, что она предполагает способность гражданина лично совершать юридические действия по приобретению и осуществлению гражданских прав и обязанностей. Таким образом, категория дееспособности предполагает наличие у субъекта правоотношения свободной воли, позволяющей совершать разумные действия, понимать и осознавать их юридические последствия и значение [9].
Такая способность у гражданина вырабатывается с возрастом, по мере включения его в систему социальных связей. Именно этим обстоятельством объясняется наличие различного объема дееспособности для разных возрастных групп граждан.
В зависимости от объема дееспособности различных возрастных групп граждан различают полную и неполную (частичную) дееспособность. При неполной, или частичной, дееспособности, гражданин может осуществлять собственными действиями не любые правомерные действия, а лишь некоторые, прямо указанные в законе. Лишь обладание полным объемом дееспособности позволяет гражданину собственными действиями реализовать всю свою гражданскую правоспособность, приобретая и осуществляя своими сознательными действиями любые права. В этом проявляется взаимосвязь юридических категорий дееспособности и правоспособности [13].
Закон связывает наступление у граждан полной дееспособности с достижением возраста гражданского совершеннолетия — восемнадцати лет. Это нашло выражение в пункте 1 статьи 21 Гражданского Кодекса РФ.
Включение граждан в активный гражданский оборот происходит постепенно. Различные возрастные группы граждан, не достигших возраста 18 лет, обладают различным объемом дееспособности. Закон выделяет три такие группы:
1) малолетние в возрасте до 6 лет полностью недееспособны;
2) малолетние в возрасте с 6 до 14 лет частично дееспособны (в пределах ст. 28 ПС РФ);
3) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет частично дееспособны (в пределах ст. 26 ГК РФ). С достижением 18-летнего возраста граждане становятся обладателями полного объема дееспособности.
Однако для некоторых категорий граждан, достигших 18 лет, закон вводит ограничение объема дееспособности. Это возможно лишь в случаях и порядке, установленных законом (ст. 22 ГК РФ) [2].
Глава 2. Дееспособность несовершеннолетних и ограничение дееспособности граждан
2.1 Дееспособность малолетних в возрасте до 14 лет
В литературе высказывалось мнение, что дети в возрасте до 14 лет полностью недееспособны. Такой вывод пытались обосновать тем, что закон признает за детьми в возрасте до 14 лет весьма узкую сделкоспособность и вовсе не признает деликтоспособности.
В настоящее время согласно ст. 28 ГК за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки, за предусмотренными законом исключениями, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. В случае причинения вреда малолетним за этот вред отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Вред, причиненный малолетним, нуждающимся в опеке и находящимся в соответствующем воспитательном, лечебном или ином аналогичном учреждении, обязано возместить это учреждение, если не докажет, что вред возник не по его вине. В случаях, предусмотренных законом, причиненный малолетним вред обязаны возместить учебные заведения, воспитательные, лечебные или иные учреждения, под надзором которых находился малолетний (ст. 1073 ГК). Таким образом, и по действующему закону малолетние не признаются деликтоспособными. Что касается способности совершать сделки, то она признается за ними лишь в прямо предусмотренных, исключительных случаях [2, 3].
Несмотря на указанные обстоятельства, следует считать, что малолетние наделены определенной, хотя и незначительной дееспособностью. Эта идея была отчетливо выражена в ГК РСФСР 1964 г., в котором ст. 14 имела наименование «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте до 15 лет». Действующий ГК РФ устанавливает, что определенные сделки малолетние могут самостоятельно совершать не с момента рождения (такой вывод вытекал из ст. 14 ГК РСФСР 1964 г.), а по достижении 6 лет (п. 2 ст. 28 ГК). Следовательно, до достижения 6 лет дети не могут совершать никаких юридически значимых действий, т. е. признаются полностью недееспособными. Прямого указания на это в законе не содержится, но такой вывод вытекает из п. 2 ст. 28 ГК [2, 7].
Дееспособность детей в возрасте от 6 до 14 лет выражается, во-первых, в том, что они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Эти сделки должны соответствовать возрасту ребенка (покупка хлеба, мороженого, тетрадей и т. п.) и предусматривать уплату незначительных сумм или передачу предметов, имеющих небольшую ценность. Естественно, что совершение указанных мелких бытовых сделок возможно, если ребенок способен сам выразить свое желание [18].
Во-вторых, дети в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации (пп. 2 п. 2 ст. 28 ГК). В данном случае имеются в виду в первую очередь сделки дарения, в соответствии с которыми малолетний получает какую-то ценность (вещь, деньги) в дар, т. е. получает «безвозмездную выгоду». В законе прямо не указывается на предельную ценность подарка, передаваемого малолетнему, но по смыслу закона она не должна превышать разумную стоимость с учетом возраста одаряемого. Представляется, что в иных случаях дарение может быть совершено с согласия родителей, усыновителей, опекуна малолетнего [14].