Смекни!
smekni.com

Понятие, виды социальных норм (стр. 3 из 9)

Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма — это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднород­ностью самих общественных отношений — предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствую­щие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирую­щие)7.

Социальные нормы устанавливают правила пове­дения в обществе, регламентируют социальное взаимодей­ствие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают ста­бильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность обще­ственных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

Социальные нормы выступают в обществен­ной практике критериями отношения к тем или иным дей­ствиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомер­ное — неправомерное).

Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в орга­низации общественной жизни, созданные поколениями куль­туры отношений, опыт (в том числе негативный) обществен­ного устройства. В виде социальных норм этот опыт, куль­тура не только сохраняются, но и "транслируются" в буду­щее, передаются следующим поколениям (через образова­ние, воспитание, просвещение и т.д.). Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регули­руют. Кроме того, разные социальные нормы могут возни­кать различнымиспособами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведе­ния, получая общественное осознание, оценку, могут транс­формироваться в сформулированные правила, а могут со­храняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном со­знании идей об основаниях и принципах социальной органи­зации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, про­цедурные нормы).

Таким образом, социальные нормы представляют собой общие правила поведения людей, связанные с их волей и сознанием, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Классифицировать социальные нормы можно по раз­личным критериям, однако наиболее распространенной яв­ляетсяих систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни об­щества, в которой они действуют, от характера обществен­ных отношений, т.е. предмета регулирования.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Последняя классификация является наиболее распространенной. Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других, не существуют в «рафинированном» виде. Такой сферы отно­шений просто нет.


ГЛАВА 2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.

2.1.Понятие морали и права.

По общепринятому мнению термины «мораль» и «нравственность» однозначны. Первое название латинского происхождения (mos moralis - нравы), второе – русского. Наряду с ними используется термин «этика» (ethica, ethos – обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.

В историческом развитии понятие морали менялось, не оставались неизменными и представления о моральных нормах и оценках. Таким образом, точек зрения на мораль не меньше, чем разных пониманий права. Выделяются 3 основных течения этической мысли8.

Первое течение – фелицитология (от лат. filicia - счастье). Мораль понимается как техника, искусство достижения счастья, жизненая мудрость, искусство избежать страдания.

Вторая концепция в понимании морали – перфекционизм. (от лат. perfectus – совершенный). В соответствии с данной концепцией, мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека, т.е. в соответствии с идеалами личности, как совершенствовать личные качества, достоинства.

Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития. Основа этой концепции касается формирования общественных отношений, жизни человека в обществе.

Мораль – это форма общественного сознания и форма регулирования. Она носит классовый характер. Каждый класс имеет свою мораль. Даже каждая профессия имеет особенности своей морали. Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы — это их специальность. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного раз­решения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.

Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юри­дически

оформленная мораль. Право — средство реализации нравст­венно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. В.С. Соловьев, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления зла».

Мораль — важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принци­пов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения.

Право — это исходящие от государства нормы, призванные выражать идеи гуманизма, нравственности, справедливости, естест­венных прав человека, меру свободы личности; баланс интересов между различными слоями общества. В целом понятие права, как заметил еще И.А. Ильин, упирается в понятие нормы. Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов,определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обще­ству, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действи­тельности.

Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в мора­ли — это представления одобре и зле, справедливости и несправедливости.

Нравственность предполагает ценностное отношение человека не только к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, само­уважения, осознание себя как личности.

Как уже было сказано раньше, мораль и нравственность — одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные.

Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью — степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали. Что касается этики, то это особая категория, означающая учение, науку о морали, хотя и она содержит и себе определенные оценочные критерии.

2.2. Единство права и морали.

Еще древние философы (Платон, Демокрит, Цицерон, Аристотель) указывали на значимость этих двух главных определителей обществен­ного поведения, их сходство и несовпадение. Разграничение права от мо­рали помогает отличить его от других социальных норм, определить место и роль этого регулятора в общей системе нормативного регули­рования.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и про­тиворечия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления.

Единство права и морали состоит в том, что:

во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

во-вторых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование обществен­ной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирова­ния — общественные отношения (только в разном объеме), они адресу­ются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требо­вания во многом совпадают;

в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, слу­жат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные, прежде всего, экономи­ческими, а также политическими, культурными и иными детерминиру­ющими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;