Смекни!
smekni.com

Понятие, виды социальных норм (стр. 7 из 9)

Сила обычая (обряда) в том что его содержание, воплощающее опреде -

1 Традиционные и новые обряды в быту народов СССР.- М., 1981.-С.9.

ленные идеи, взгляды, представления, нормы и ценности, облекаются в наиболее яркую и понятную форму - в символико-практические действия. В этом смысле, по мнению Суглобова Г.А., обычай представляет собой «органический сплав» рационального и эмоционального, идейного и социально-психического воздействия.

Обычаи в обществе – чувственно-наглядный способ передачи социального опыта, общественных и деловых норм поведения новым поколениям людей; они выступают одним из средств приобщения отдельного человека к социальным ценностям и духовным приобретениям общества. Обычаи всегда являются связующим звеном между обществом в целом и индивидом, они как бы трансформируют общественные идеалы в личные. С помощью обрядности общественные события воспринимаются как личные. Механизм этой трансформации обусловлен тем, что обряд- это как правило, коллективные действия, которые порождают общность переживаний у всех участников, а сопереживания, в свою очередь, усиливают индивидуальные переживания, направляют их в общее русло, вызывают чувство солидарности. Возбуждают желание следовать общественным идеалам. В этом смысле важнейщей функцией обряда является идейно-воспитательная.

Право и религия. Как известно, церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нрав­ственной, культурной жизнью. Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.

Все представители религиозных организаций, объединений, кон­фессий, общин, которые существуют на территории Российской Феде­рации, руководствуются при осуществлении ими конституционного права на свободу совести как своими внутрирелигиозными правилами и убеждениями, так и действующим законодательством РФ. В настоя­щее время только Русская Православная Церковь насчитывает 127 епархий, свыше 19 тыс. приходов и 478 монастырей.

Последним основным правовым актом, регулирующим деятель­ность всех видов религий в России (христианство, иудаизм, ислам, буддизм), является Федеральный закон «О свободе совести и о рели­гиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

. Данный закон определяет также взаимоотношения между церко­вью и официальной рластью, в нем переплетаются правовые и неко­торые религиозные нормы. Церковь уважает право, законы, установ­ленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма. Свобода вероисповедания — важ­нейшая черта гражданского демократического общества. Возрождение религиозной жизни, уважение чувств верующих, восстановление по­рушенных в свое время храмов — несомненное духовное достижение новой России.

О тесной взаимосвязи права и религии говорит тот факт, что многие христианские заповеди, такие, например, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и другие закреплены в законе и рассматрива­ются им как преступления. В мусульманских странах право вообще основывается в значительной мере на религиозных догматах (нормах адата, шариата), за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания. Шариат — это исламское (мусульманское) право, а адат — система обычаев и традиций1.

В первые годы советской вдасти у нас тоже допускалось в порядке исключения применение подобных норм в некоторых местностях Средней Азии^и Кавказа. А, например, в Чечне они до сих пор приме­няются, но уже без одобрения федеральных властей. В 1997 г. чечен­ский шариатский суд приговорил несколько человек, в том числе одну женщину, к расстрелу, и приговор публично был приведен в исполне­ние. Шариатское право заменило собой светское законодательство. Это значит, что Чечня постепенно становится мусульманским государст­вом. Высший шариатский суд республики пытается стать над всеми структурами власти, влиять на деятельность парламента, президента, правоохранительных органов; он снимает и назначает ответственных чиновников, подвергает их наказаниям. Создана служба шариатской безопасности.

Религиозные нормы как обязательные правила поведения верую­щих содержатся в таких известных исторических памятниках, как Ста­рый Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд, Сунна. Священные книги буддизма, а также в текущих решениях различных соборов, коллегий, собраний духовенства, руководящих структур церковной иерархии. Русской Православной Церкви известно каноническое право.

В Конституции РФ, говорится: «I. Российская Федерация — свет­ское государство. Никакая религия не может устанавливаться в каче"

* Подробнее об этом см.: Сюкняйкен Л. Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996. № 8.

стве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14). «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними» (ст. 28).

«Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение воинской службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» (п. 3 ст. 59). Однако закон об альтернативной гражданской службе пока не принят.

Следует отметить, что в последнее время свобода вероисповедания все чаще стада вступать в противоречие с идеями прав человека, гума­низма, нравственности и других общепризнанных ценностей. Сегодня в России действует около 10 тыс. так называемых нетрадиционных религиозных объединений. Не все из них выполняют действительно общественно полезные или по крайне мере безвредные функции. Име­ются отдельные культовые группы, секты, чья деятельность далеко не­безобидна и носит, по сути дела, социально деструктивный, морально осуждаемый характер, особенно зарубежные, в том числе католичес­кие, протестантские. Штаб-квартиры некоторых религиозных сооб­ществ находятся в США, Канаде и других странах.

В прессе обращается внимание на то, что как только граждане Рос­сии начали проявлять массовый интерес к религии, в страну хлынул поток всевозможных миссионеров с настойчивым намерением втянуть в орбиту своих вероучений как можно больше людей. Открывают у нас свои представительства, центры, резиденции. Известно, что на протя­жении 70 лет религиозные устремления советских граждан всячески глушились, подавлялись, но потом вдруг все сразу было разрешено. В результате возник процесс, который фактически стал неуправляе­мым и не отвечающим общественному благу. Из одной крайности уда­рились в другую.

Недаром некоторые религиозные структуры называются «тотали­тарными», например, такие, как «Белое братство», «Свидетели Иего-вы», «Адвентисты Седьмого дня», «Мормоны», «Глобальная страте­гия», «Харизматическая церковь», «Церковь последнего завета», дви­жение «пятидесятников» и др. Их «тоталитаризм» состоит в том, что они пытаются всю жизнь человека поставить под свой контроль, огра­ничивают всякие иные связи и отношения — личные, общественные, семейные, гражданские; отговаривают от службы в армии, навязывают свои правила, стремятся полностью завладеть душой «верующего»,

подчинить себе его волю. Человеку, попавшему в ту или иную секту, трудно потом из нее выйти. Иногда от члена секты требуют жертво­приношения, на этой почве совершаются ритуальные убийства и само­убийства.

Как невиданный вандализм, оскорбление чувств верующих, разжи­гание религиозной вражды и экстремизма была расценена российской общественностью акция на выставке-распродаже в столичном Манеже, где каждый желающий мог за небольшую плату разрубить православ­ные иконы или нарисовать на них свастику, т.е. надругаться. По данно­му факту было возбуждено уголовное дело. Решительно осудил осквер­нение святынь Патриарх Московский и всея Руси Алексий П1.

Таким образом, в сфере реализации права на свободу совести заро­дились и активно распространяются негативные тенденции, которым право, власть, законы должны эффективно противостоять, не допус­кать разрушения многообразного духовного мира личности, благотвор­ного влияния на жизнь общества традиционного для нашей страны православия, других цивилизованных религий.


ГЛАВА 3. ПРАВО И НОРМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.

Корпоративные нормы — это пра­вила по ведения, по которым живут и действуют различные обществен­ные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы и другие образования негосударственного характера (професси­ональные, творческие, звучные, женские, молодежные, ветеранские, просветительские, спортивные, культурные, экологические, оборон­ные, технические и т. д.).

Эти правила содержатся в соответствующих уставах, решениях, по­ложениях, программах, других документах указанных структур. Кор­поративные нормы тесно связаны с правовыми, особенно теми, кото­рые определяют порядок образования, регистрации и деятельности об­щественных организаций и объединений. Специфика корпоративных форм во многом зависит от специфики той или иной организации, а многообразие форм — от разнообразия норм общественной самодея­тельности граждан.