Смекни!
smekni.com

Понятие, виды социальных норм (стр. 8 из 9)

Конституция РФ провозглашает: «Каждый имеет право на объеди­нение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных организаций га­рантируется» (ст. 30). «Общественные объединения равны перед зако­ном» (ст. 13).

Однако существуют и определенные ограничения. Так, в упомяну­той статье 43 (п. 5) говорится: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели которых или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопаснос­ти государства, создание вооруженных формирований, разжигание со­циальной, расовой, национальной и религиозной розни».

При этом признается политическое многообразие, многопартий­ность, фиксируется, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Но само собой разу­меется, что у Российского государства есть определенные жизненные идеалы и ориентиры.

Корпоративные нормы - один из видов социальных норм, они вхо­дят в общую нормативно-регулятивную систему общества. Нормы об­щественных организаций регламентируют в основном их внутренние вопросы и отношения (цели, задачи, функции, права и обязанности членов, условия вступления и выхода или отчисления, формирование руководящих органов, меры ответственности, взыскания, членские взносы и т.д.).

Некоторым общественным организациям государством делегиро­вано право издавать отдельные нормативно-правовые акты, например, профсоюзным, кооперативным, хозяйственным, коммерческим и дру­гим. В этом случае создаваемые ими нормы, опираются уже на прину­дительную силу государственной власти, за их нарушение могут пос­ледовать юридические санкции. Немало подобных норм содержится в уставах конкретных колхозов, жилищных, строительных, дачных, га­ражных и других кооперативов. Нередко эти уставы просто дублируют нормы соответствующих ведомственный инструкций и поэтому мало чем отличаются от правовых, за исключением сугубо внутриорганизационных.

В период выборов многие общественные объединения, политичес­кие партии, движения выступают субъектами государственно-право­вых отношений, они имеют право выдвигать своих кандидатов в депу­таты, назначать своих представителей в избирательные комиссии, при этом они несут соответствующие обязанности и ответственность, направленные на соблю­дение законодате


Правовые и политические нормы.

Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообу­словленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внут­ренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики. Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как Конституция, то она, как известно, закрепляет осно­вы, принципы, цели, направления государственной политики, фикси­рует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участиев государственной, и общественно-политической жизни страны. Кон­ституция представляет собой политико-юридический документ.

Со времен Аристотеля политика обычно трактуется как искусство управления людьми, обществом, государством. Управление же осу­ществляется опять-таки с помощью права, юридических средств и ин­ститутов. Особенно это характерно для правовых государств ^развитой демократией, совершенными законами, правовой культурой. Но даже и тоталитарные, полицейские государства не могут обойтись без права. Другое дело — в каких целях оно используется.

Политика есть также искусство возможного, искусство компромис­сов, согласования желаемого и объективно достижимого, умение счи­таться с реальностью. За пределами возможностей начинается волюн­таризм, субъективизм, а нередко и авантюризм, все то, что находится уже вне правового поля, вне юридических процедур. Свободная от права политика есть произвол, своеволие.

В более строгом смысле слова политика определяется в науке как особая, обширная область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Конечно, это наиболее общая, абстрактная дефиниция, но она верно отражает важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир поли­тических ценностей, идеалов, интересов. Данную сферу как раз и регу­лируют политические нормы.

Политические нормы — это правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллектив­ных), участников политического процесса, политических отношений. Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, про­граммах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений.

В тех случаях, когда политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых. Во­дораздел между политическими и юридическими нормами провести порой весьма трудно, так как они тесно переплетены, а чаще всего сливаются (например, в статьях Конституции). Это наблюдается в де­ятельности как законодательной, так и исполнительной власти. Ведь законы, иные нормативные акты имеют, как правило, не только эконо­мическое, но и политическое обоснование. Но между правовыми и политическими нормами могут быть и противоречия.

В политической области имеются свои традиции, общепринятые правила, требования, принципы, эталоны. Существует политическая этика, т.е. свод устоявшихся канонов, которых обычно придерживают­ся честные, добросовестные политики. Главные из них — это соблюде­ние законов, морали, установленного порядка, уважение оппонентов, правдивость, служение общественному долгу, благу.

К сожалению, современная российская политика — не самая, мягко говоря, чистая сфера отношений между людьми. Жизнь постоянно де­монстрирует примеры нарушения (несоблюдения) элементарных пра­вил политического поведения. Особенно это проявляется в период вы­боров (война компроматов, дискредитация соперников, распростране­ние о них ложной информации, интриги, подкуп избирателей, пустые обещания кандидатов в депутаты, теневое финансирование, заказные статьи в прессе, проникновение во власть криминала и т.д.).

Участники политических баталий очень часто действуют по прин­ципу: цель оправдывает средства, победителей не судят. Создаются и используются так называемые избирательные технологии, имиджмейкеровские фирмы, другие хитроумные приемы. Оказывается психо­логическое давление на избирателей вплоть до угроз; вошло в практику манипулирование общественным мнением. Власть, право, законы при­званы эффективно противостоять всем этим явлениям, пресекать наи­более грубые извращения нормальной, цивилизованной, политики. Политические нормы должны также строго соблюдаться, как и пра­вовые.


5. ПРАВОВЫЕ ПРЕЗУМПЦИИ И АКСИОМЫ

Правовые презумпции и аксиомы — не законодательные нормы, а специфические разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юридической теории и практики. Будучи продуктом опыта, они играют важную регулятивно-организующую роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурор­ской и следственной деятельности, оказывают влияние йа становление и развитие правосознания, упрочение законности.

Область их применения обширна. В сущности, это тоже социальные регуляторы, но весьма своеобразные. Как приемы правового регулиро­вания, они оказываются полезными и необходимыми при возникнове­нии различных «нестандартных ситуаций»-. Но ими пользуются и при обычном, нормальном функционировании правовой системы.

Природа этих явлений изучена недостаточно полно. В учебной ли­тературе они, как правило, не освещаются, в программах не значатся, Им не находится места в общей классификации социальных норм, в том числе среди правовых (в качестве самостоятельных). Мезвду тем знания о них важны для профессиональной подготовки юристов.

Презумпция означает предположение о существовании (или на­ступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств. В основе пре-


Право и обычаи. Обычаи представляют собой общие пра­вила, возникающие в результате постоянного воспроизвод­ства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

В основе обычаев лежат образцы конкретного поведе­ния, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Отсюда высокая детализированность их предписаний, представляющих, по сути, достаточно подробное описание самого поведения.

Поведенческий образец как таковой еще не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного из нескольких подобных образ­цов в соответствии со своими интересами, целями, задача­ми. Собственно, обычай можно считать сформировавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности сле­дования конкретному образцу, это становится привычкой людей, поведенческой традицией сообществ, т.е. нормой по­ведения.

В обществе неразрывность с поведенческой и деятелностной практикой обусловливает наличие исключительно­го многообразия обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все свое­образие жизнедеятельности людей, определяемое специфи­кой жизни в различных условиях.

Следовательно, содержание обычая —это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, по­веденческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписан­ными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.