Уголовно-исполнительный кодекс проводит разграничение между порядком и условиями отбывания наказания (режимом) и применением средств исправления. Так, ч. 1 ст. 82 УИК РФ, определяющая основные элементы режима, не включает в его содержание труд осужденных, воспитательную работу и обучение. Они выделены в самостоятельные главы (14 и 15) УИК РФ. То же самое можно сказать и об исполнении ограничения свободы и содержании осужденных в дисциплинарной воинской части. Это разграничение, прежде всего, определяется тем, что наказание по своему содержанию является принуждением (карой), а воспитательный процесс, напротив, исключает кару. Он не может по своей сущности быть источником страдания и не должен лишать осужденных каких-либо благ. Исполнение наказания базируется на принципах уголовно-исполнительного права, а исправительное воздействие - на принципах педагогики.
Результатом применения исправительного воздействия должно быть исправление осужденного — уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, правопо-слушное поведение.
Рассмотрим основные средства, образующие содержание исправительного воздействия. В теории уголовно-исполнительного права в его содержание включаются: воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Как отмечалось, ст. 9 УИК РФ в число этих средств включает и режим. Поскольку режим по своей сущности многофункционален и содержит не только элементы принуждения (кары), ограничения прав осужденных, но и воспитания, которые не выражают правоограничительные и карательные меры, поэтому в содержание исправительного воздействия могут быть включены те его элементы, которые не выражают кару.
Воспитательная работа с осужденными направлена на формирование у них элементарных навыков социально одобряемого поведения – уважения к личности человека, обществу, господствующим в нем нормам, правилам поведения и традициям человеческого общежития, к труду и его результатам, к закону, правопослушного поведения.
Общее образование осужденных и их профессиональная подготовка, ее формы и организация регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом в соответствии законодательством РФ об общем и профессиональном образовании. По своему содержанию и формам обучения они не содержат каких-либо карательных элементов.
Труд осужденных традиционно в уголовно-исполнительном законодательстве относился к числу основных средств их исправления.
Международные акты о правах человека и обращении с осужденными признают обязанность труда осужденных (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с осужденными). Международный пакт о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 8) не относит работу, которую выполняют лица, находящиеся в заключении на основании распоряжения суда, к категории принудительного или обязательного труда. В УИК РФ общественно полезный труд рассматривается как обязанность осужденных (ч. 2 ст. 183, ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 164).
Таким образом, международные правовые акты, а также уголовно-ис-полнительное законодательство рассматривают труд осужденных в качестве необходимого средства их исправления, а его обязательность не свидетельствует о том, что он является видом принудительного труда.
Как отмечалось, исполнение наказания детально и исчерпывающе регламентируется нормами уголовно-исполнительного права. Естественно, что исправительное воздействие, сопутствующее исполнению наказания, также должно регламентироваться правом, поскольку оно осуществляется в строго очерченных границах, устанавливаемых правилами режима. Они определяют допустимость применения тех или иных форм, методов и приемов воспитания. Так, например, свидания, телефонные переговоры осужденных рассматриваются как средства их воспитания, они допускаются законом, но порядок их предоставления строго регламентируется в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. Поэтому формы уголовно-исполнительного права активно влияют на организацию и осуществление исправительного воздействия. Однако воспитательный процесс - творческий, он не терпит шаблона и предполагает самостоятельность и свободу воспитателя в выборе форм, методов и приемов педагогического воздействия на осужденных. Поэтому правовая регламентация применения каждого средства исправительного воздействия различна. Наиболее полно регламентируется нормами права труд осужденных, поскольку общественные отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности, наиболее значимы, они затрагивают насущные интересы лиц, отбывающих наказание. Нормы права устанавливают обязанность труда осужденных, порядок привлечения к труду, его условия и оплату.
Поскольку труд осужденных - не только правовая, но и педагогическая категория, он не может в полном объеме регламентироваться правом. Поэтому вся совокупность вопросов нравственной и психологической подготовки и участия осужденных в труде относится к психолого-педагогической деятельности и не регламентируется правом.
Воспитательная работа с осужденными, общее обучение и профессиональная подготовка, а также общественное воздействие регламентируются нормами уголовно-исполнительного права в основных чертах. Они определяют ее задачи, принципы, важнейшие направления и формы. Ограниченный объем правовой регламентации применения данного средства исправления предоставляет необходимый простор в реализации методов психологии и педагогики. Общее и профессиональное обучение осужденных урегулировано правом также в общих чертах. Оно определяет лишь категории лиц, подлежащих обязательному обучению, порядок и условия освобождения осужденных от работы в связи с подготовкой и сдачей ими экзаменов. Воспитательное воздействие на осужденных оказывается при исполнении всех видов наказания - как со стороны органов, его исполняющих, так и общества в целом.
§ 3. Дифференциация и индивидуализация
исполнения наказания и применения к осужденным средств исправления
Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным средств исправительного воздействия создает необходимые предпосылки для достижения его целей и задач.
Дифференциация исполнения наказания и процесса исправительного воздействия предполагает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера совершенных ими преступлений и степени общественной опасности, прошлой преступной деятельности следует применять различный объем карательного воздействия, правоограничений, а воспитательная работа с ними должна строиться с учетом типологических особенностей их личности, возраста, пола и иных психолого-педагогических особенностей. Нормы уголовного и уголовно-исполнительного права создают для этого необходимые предпосылки. Прежде всего это относится к осужденным к лишению свободы. Они разделяются на относительно однородные категории (ст. 80 УИК РФ), а отбывание ими наказания организуется в исправительных учреждениях различного вида (ст. 74 УИК РФ), что дает возможность применять к ним различный объем правоограничений. Таким образом, методом дифференциации исполнения наказания является классификация осужденных на различные категории.
Хотя исполнение наказания и применение исправительного воздействия представляют собой единый карательно-воспитательный процесс, вместе с тем дифференциация кары, отличается от применения таких средств исправления, как труд, воспитательная работа, общее и профессиональное обучение осужденных.
Дифференциация исполнения наказания ограничивается существующими видами исправительных учреждений, а в их пределах - видами колоний. Она зависит также не только от степени изоляции осужденных от общества, объема ограничения их субъективных прав, но и срока наказания, который надлежит им отбыть, от места отбывания наказания - в конкретном субъекте Российской Федерации, где они проживали, или за его пределами. Не случайно в этой связи в Принципе 20 «Свода принципов зашиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме» указывается, что по просьбе «находящегося в заключении лица оно содержится, если это возможно, в месте Задержания или заключения на разумном отдалении от его обычного места проживания»1.
Если дифференциация исполнения наказания в основном ограничивается рамками определенного вида исправительного учреждения, то дифференциация исправительного воздействия осуществляется в пределах конкретного исправительного учреждения и основывается на учете типологических особенностей различных категорий осужденных с точки зрения возраста, пола и других признаков, а также степени социально-нравственной запущенности или, напротив, степени исправления.
По степени социально-нравственной запущенности осужденные подразделяются на нарушителей и злостных нарушителей режима (ч. 1 ст. 115, 116 УИК РФ). По степени исправления они разделяются на положительно характеризующихся (ч. 3 ст. 83) и не нуждающихся для своего исправления в полном отбывании назначенного наказания (ч. 1 ст. 79 УК РФ).
Дифференциация исправительного воздействия в отношении различных категорий осужденных может осуществляться в пределах вида исправительного учреждения как без изоляции, так и путем изоляции. Например, за злостные нарушения режима осужденные могут переводиться в помещения камерного типа, где они содержатся изолированно от других осужденных, отбывающих наказание в данной колонии.
Дифференциация исправительного воздействия на осужденных осуществляется с учетом типологических особенностей различных их категорий: в зависимости от пола (мужчины и женщины), возраста (несовершеннолетние или взрослые), состояния здоровья (инвалиды, осужденные, к которым применяются принудительные меры медицинского характера), прошлой преступной деятельности. Все эти категории осужденных выделены уголовно-исполнительным законодательством (ст. 18, 80 УИК РФ). Однако дифференцированное применение исправительного воздействия может строиться с учетом иных типологических признаков осужденных, например возраста осужденных.