Смекни!
smekni.com

Уголовно-исполнительное право 3 (стр. 18 из 87)

Права, законные интересы и обязанности осужденных представляют со­бой самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые мо­гут быть охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и содержания.

Социально-правовое значение прав осужденных заключается в обеспече­нии режима законности при исполнении наказания. Права осужденных, га­рантированные экономически, политически, идеологически и организацион­но, способствуют исправлению осужденного. Напротив, права осужденных, провозглашенные лишь формально, углубляют существующий антагонизм между ними и обществом, препятствуют выполнению поставленных перед наказанием целей.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомо-ченному лицу возможности определенного поведения или пользования со­циальными благами. Степень реализации такой возможности и соответст­венно степень притязания осужденного на закрепленные правом поведение и блага определяются содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых, возможность осужденного свободно пользоваться социаль­ными благами (питанием, вещевым довольствием) в рамках, установленных правом; во-вторых, возможность требовать исполнения корреспондирую­

щих данному праву юридических обязанностей персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, другими субъектами уголовно-исполни-тельных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в не­обходимых случаях к защите своего субъективного права. В ст. 45 Консти­туции гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Исходя из указанного принципа, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорского надзора, международного, судебного, ведомст­венного и общественного контроля.

Исходя из изложенного, субъективное право осужденного можно опре­делить как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность определенного поведения осужденного и пользования им со­циальными благами, которая обеспечивается юридическими обязанностя­ми должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, дру­гих субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбывающих на­казание, необходимо рассматривать законные интересы осужденных. Со­циально-правовое значение законных интересов заключается в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стиму­лировать их исправление в процессе отбывания наказания.

Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъектив­ными правами, но не тождественны последним. Если субъективное право образует такую возможность поведения, которая характеризуется высокой степенью его реализации по личному усмотрению осужденного, то сущность законного интереса заключается в возможности, носящей характер стремления к самостоятельному поведению, свободе личного усмотрения в пользовании каким-либо социальным благом. Содержание законных инте­ресов состоит из трех элементов.

Первый элемент состоит в стремлении к получению предусмотренного за­коном социального блага как материального (например, получение дополни­тельных посылок, передач и т. Д.), так и духовного (предоставление дополни­тельного свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных интересов осужденных, могут иметь одновременно как материаль­ный, так и духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, про­ведение свидания за пределами исправительного учреждения и т. п.).

Объектом законных интересов могут быть социальные блага, сущест­венно изменяющие правовое положение осужденных (например, перевод на облегченные или льготные условия отбывания лишения свободы, пере­вод в колонию-поселение), а также не сопровождающиеся таковым (оказа­ние материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы).

Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения которой необходимы определенные юридические факты. Однако для боль­шинства законных интересов характерно то, что в основе их реализации ле­жит оценка поведения осужденного, которая осуществляется персоналом

учреждений и органов, исполняющих наказания, судом и другими субъек­тами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений.

Поэтому вторым элементом содержания законных интересов осужден­ных является возможность ходатайствовать перед указанными управомо-ченными субъектами об их соответствующих действиях, направленных на реализацию законных интересов осужденных.

Третий элемент выражается в возможности обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов. Однако такое обращение не озна­чает автоматического удовлетворения обращения осужденного.

Таким образом, законные интересы осужденных представляют собой за­крепленные в правовых нормах стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокура­турой, судом поведения осужденных во время отбывания наказания.

Виды законных интересов осужденных довольно разнообразны. Они могут быть разделены на три группы.

Первую группу представляют законные интересы, направленные на по-. лучение поощрения, возможность которого закреплена в поощрительных нормах уголовного (условно-досрочное, досрочное освобождение), уголов-но-исполнительного (предоставление облегченных или льготных условий отбывания лишения свободы) и иных отраслей права.

Вторая группа представляет собой законные интересы, направленные на получение осужденными льгот. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного одобрения поведения людей, большинство льгот устанавли­вается не в зависимости от заслуг осужденного, а в связи с обстоятельствами, которым закон придает правовое значение. Такие льготы предусмотрены для осужденных уголовно-исподнительным законодательством (например, воз­можность осужденных в местах лишения свободы на передвижение без конвоя и сопровождения).

Третью группу представляют законные интересы, направленные на по­лучение благ, которые по своей сущности не являются для осужденного ни поощрениями, ни льготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде законного интереса осужденных. Для этого законодатель нередко при­бегает к формулировкам «как правило», «в порядке исключения», «по воз­можности». Например, согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ администрация испра­вительных учреждений привлекает осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специ­альности.

В других случаях законные интересы осужденных нередко закрепляют­ся в законе в виде субъективных прав осужденных, однако в силу слабости гарантий реализации (в основном, материальных) они не реализуются в полном объеме. В их числе - право лиц, лишенных свободы, на трудовое и бытовое устройство, которое вследствие социально-экономических условий в стране не может быть гарантировано в качестве субъективного права и представляет собой законный интерес осужденных.

Социально-правовое значение обязанностей выражается в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и орга­низованности во время отбывания наказания.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требо­вании необходимого с точки зрения закона поведения. Оно обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается через их содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых, необходимость совершения определенных действий, например обязанность осужденных к исправительным работам трудиться; во-вторых, необходи­мость воздержания от установленных законом действий (запрещение осуж­денным к лишению свободы иметь наличные деньги и ценные вещи).

Юридические обязанности осужденных вследствие двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве. Если необходи­мость совершения определенных действий устанавливается с помощью обя­зывающих (позитивно обязывающих) норм, то воздержание от совершения определенных законом действий - с помощью запрещающих (негативно обязывающих) норм. Такая двойственная форма выражения не всегда учи­тывается в практике, где нередко запреты противопоставляются обязаннос­тям осужденных. Между тем и в том и в другом случаях запреты должны рассматриваться в качестве разновидности обязанностей осужденных - воз­держания от определенных действий.

Таким образом, юридическую обязанность осужденных можно опреде­лить как установленную в обязывающих и запрещающих нормах права ме­ру необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных инте­ресов как самого обязанного лица, так и иных лиц.

§ 3. Закрепление в законодательстве

правового положения лиц, отбывающих наказания

Уголовно-исполнительныи кодекс серьезное внимание уделил регламен­тации правового положения осужденных, значительно его расширив и углу­бив. Этому вопросу посвящена самостоятельная глава 2 Кодекса (в ИТК 1970 г. имелись лишь три статьи).

В указанной главе закрепляются общие принципы определения право­вого положения осужденных, их субъективные права и юридические обя­занности. Данная глава, исходя из социально-правовой значимости отно­шений, входящих в ее предмет, поставлена законодателем на второе место после главы, устанавливающей общие положения. Это решение вполне за­кономерно и оправданно, учитывая архитектонику Конституции, где глава о правовом положении человека и гражданина также расположена после об­щих конституционных положений и принципов.