Смекни!
smekni.com

Уголовно-исполнительное право 3 (стр. 34 из 87)

Не реже одного раза в шесть месяцев инспектор контролирует соблюде­ние осужденным ограничений, вытекающих из приговора. Для этого выяс­няется, где и на какой должности работает осужденный.

В свою очередь, осужденный обязан выполнять предписания приговора, предоставлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции доку­менты, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в инспек­цию о месте работы, его изменении и увольнении.

При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Ес­ли рассматриваемое наказание назначено в качестве дополнительного к обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, то срок его отбывания исчисляется с момента вступления при­говора в законную силу.

В том же случае, когда лишение права занимать определенные должно­сти или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве до­полнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержа­

нию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, оно распрост­раняется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия, то есть с момента ос­вобождения осужденного из исправительного центра, исправительного уч­реждения, арестного дома или из дисциплинарной воинской части. Следо­вательно, предусмотренные приговором ограничения распространяются на все время отбывания названных здесь основных наказаний, а также на вре­мя, указанное в приговоре суда.

Следует иметь в виду, что в срок исполнения наказания не засчитывает­ся время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенными для него видами деятельности.

При применении к лицу, осужденному к исправительным работам, огра­ничению свободы, содержанию в дисциплинарной воинской части или лише­нию свободы, условно-досрочного освобождения или замены неотбытой ча­сти наказания более мягким видом наказания суд может одновременно освободить его от дополнительного наказания в виде лишения права зани­мать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Если при условно-досрочном освобождении или замене наказания бо­лее мягким суд не освободил осужденного от дополнительного наказания, то его срок исчисляется с момента фактического освобождения из мест ли­шения свободы.

Осуществляя постоянный контроль за трудовой деятельностью осужден­ного, уголовно-исполнительная инспекция может обнаружить нарушение за­прета, установленного приговором. Такое нарушение может выражаться в не­увольнении с должности, занимать которую осужденному запрещено; в формальном переводе на другую работу с фактическим выполнением обязан­ностей по должности, которую осужденный занимать не вправе (например, продавец переводится на должность уборщицы, но фактически продолжает выполнять обязанности продавца); в поступлении вновь на другую работу, но на должность, в которой осужденный не имеет права работать; в занятии за­прещенной деятельностью, не связанной с работой по найму, и т. п.

Установив, что осужденный совершил одно из указанных нарушений, инспектор предлагает ему прекратить занятие запрещенной деятельностью и отбирает соответствующую подписку. Одновременно уголовно-испояни-тельная инспекция вносит представление администрации организации с предложением немедленно принять меры к прекращению запрещенной трудовой деятельности осужденного. Соответствующее лицо, незаконно принявшее осужденного на работу, предупреждается об уголовной ответст­венности по ст. 315 У К РФ за неисполнение приговора.

Если установлено, что осужденный занимается запрещенной ему деятель­ностью, не связанной с работой по найму, уголовно-исполнительная инспек­ция уведомляет орган, контролирующий занятие соответствующей деятельно­стью, например ГИБДЦ в случаях, когда лицо, лишенное права управлять транспортным средством, нарушает этот запрет и управляет автомашиной, принадлежащей ему или иному лицу. В определенных случаях нарушитель за-

прета может быть привлечен к административной ответственности, например лицо, управляющее транспортным средством после лишения его права управ­ления (ст. 119 Кодекса об административных правонарушениях).

Вместе с тем ст. 315 У К РФ предусматривает уголовную ответственность лиц, виновных в неисполнении приговора суда. По этой статье несут ответ­ственность представители власти, государственные служащие, служащие ор­гана местного самоуправления, а также служащие государственного или му­ниципального учреждения, коммерческой или иной организации, если они злостно не исполняли вступивший в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт, а равно воспрепятствовали их исполнению. Зло­стным неисполнением приговора суда следует считать неувольнение осуж­денного с должности, которую он не имел права занимать, после предупреж­дения, сделанного сотрудником уголовно-исполнительной инспекции.

На практике виновным в таком преступлении может быть лицо, пользу­ющееся правом приема на работу и увольнения. Им может быть как руко­водитель предприятия, учреждения, организации или его заместитель, так и руководитель кадрового аппарата, который готовит соответствующий при­каз, проверяет документы, вносит запись об осуждении в трудовую книжку.

§ 3. Порядок и условия исполнения дополнительных наказаний

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида на­казаний, которые применяются только в качестве дополнительных. Это ли­шение специального, воинского или почетного звания, классного чина и го­сударственных наград, а также конфискация имущества.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может назначаться лишь как дополнительное нака­зание при осуждении за любое тяжкое или особо тяжкое преступление не­зависимо от указания в санкции статьи.

Специальные звания и классные чины (квалификационные разряды, дипломатические ранги и т. п.) присваиваются лицам, проходящим службу в государственных органах, где установлены такие звания и чины (МВД, МИД, Прокуратура, железнодорожный, морской, водный и воздушный транспорт, таможенная служба и др.).

Воинскими являются звания, перечисленные в ст. 45 Закона РФ «О во­инской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.: сержант, пра­порщик, лейтенант, полковник, вице-адмирал и др.

Высшие воинские и высшие специальные звания присваивает Прези­дент России. Такими являются звания генералов, адмиралов, маршалов Российской Федерации, а также аналогичные специальные звания, напри­мер действительный государственный советник юстиции, генерал-майор милиции и т. п. Остальные воинские и специальные звания присваиваются руководителями министерств и ведомств, а также нижестоящими должно­стными лицами.

Вопрос о лишении званий может решаться как в отношении лиц, состо­ящих на службе, так и ушедших в запас или отставку.

Государственные награды Российской Федерации определяются в Поло­жении о государственных наградах, утвержденном Президентом Российской Федерации 2 марта 1994 г., как высшие формы поощрения граждан за выда­ющиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством и народом.

К государственным наградам относятся ордена и медали, а также почет­ные звания, то есть звания, которые присваиваются за особые заслуги Указом Президента России, например, Герой Российской Федерации, народный ар­тист, заслуженный врач, заслуженный юрист, заслуженный деятель науки и др. В настоящее время суд вправе самостоятельно по приговору лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, класс­ного чина и государственной награды, независимо от того, какой орган или какое должностное лицо присвоили это звание, чин или удостоили награды.

В связи с распадом СССР возник вопрос о возможности лишения осуж­денного ордена или медали, которым он был награжден, либо звания, при­своенного ему Президиумом Верховного Совета СССР, Советом Министров СССР, Президентом СССР. Поскольку Россия является правопреемником СССР следует прийти к выводу, что вопрос о лишении соответствующих зва­ний или наград должен решаться по тем же правилам, что и в отношении на­град Российской Федерации, то есть судом.

Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней и ученых званий.

О лишении осужденного специального, воинского или почетного зва­ния, классного чина или государственной награды суд сообщает органу, присвоившему это звание, чин или награду, направляя копию приговора после вступления его в законную силу. Орган, присвоивший звание, вносит соответствующие изменения в документы и принимает меры к лишению осужденного прав и льгот, связанных с этим званием, о чем сообщает суду.

Если изменилась компетенция того или иного органа (например, специ­альное звание «лейтенант милиции» присваивал министр внутренних дел, а ныне это право передано начальнику управления внутренних дел), то копия приговора должна направляться тому лицу, которое присваивало соответст­вующее звание, а если такого должностного лица не существует, то тому ли­цу, которое вправе в настоящее время присваивать такое звание.

Лишение званий и наград влечет утрату всех прав, льгот и преимуществ, которые связаны с соответствующим званием, чином или наградой (напри­мер, льготы по налогообложению, имеющиеся у Героев Российской Феде­рации).