Смекни!
smekni.com

Уголовно-исполнительное право 3 (стр. 37 из 87)

-——————————————————————————————

5-492

набор специфических функций, с тем, чтобы использование труда осужден­ных к обязательным работам не было организационно и экономически невы­годным нанимателю. Если эта проблема не будет решена, исполнение обяза­тельных работ может превратиться в чисто формальный процесс, не достигающий тех целей, на которые он рассчитан.

В период отбывания наказания в виде обязательных работ осужденные обязаны (ст. 26 УИК РФ):

- работать на тех объектах, которые им определены;

- добросовестно относиться к порученному труду;

- соблюдать правила внутреннего распорядка тех организаций, где они выполняют обязательные работы;

- ставить уголовно-исполнительную инспекцию в известность об изме­нении места жительства;

- полностью отработать установленный судом срок обязательных работ. Условия отбывания обязательных работ достаточно жесткие. Например, предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания. Закон не опреде­ляет, приостанавливают ли исполнение обязательных работ каникулы по месту учебы. На наш взгляд, этот вопрос должен решаться уголовно-испол-нительной инспекцией индивидуально в отношении каждого осужденного в зависимости от его поведения в период отбывания наказания и иных об­стоятельств.

Осужденные к обязательным работам обладают корреспондирующими-ся с обязанностями уголовно-исполнительной инспекции законными инте­ресами:

- обратиться в уголовно-исполнительную инспекцию с просьбой подго­товить и направить в суд представление об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания осужденного инвалидом I или II групп;

- попросить уголовно-исполнительную инспекцию подготовить и на­править в суд представление об отсрочке отбывания исправительных работ в случае наступления беременности.

Вместе с тем уголовно-исполнительный закон не регламентирует два случая. Первый - достижение осужденными в период отбывания обязатель­ных работ возраста (женщины - пятидесяти пяти, мужчины - шестидесяти лет), в котором назначение судом этого вида наказания не производится. Учитывая, что срок обязательных работ незначителен, а освобождению от них в период отбывания наказания подлежат только лица, потерявшие ра­ботоспособность в весьма значительной степени (ставшие инвалидом пер­вой или второй группы), исполнение наказания следует продолжать до его завершения. Второй случай - рождение в период отсрочки отбывания нака­зания осужденной к обязательным работам ребенка. Согласно уголовному закону, женщинам, имеющим ребенка в возрасте до восьми лет, обязатель­ные работы не назначаются. Отсрочка же на восемь лет, сохраняющая со­стояние судимости, в данном случае вряд ли целесообразна. В этой связи

представляется правильным ставить перед судом вопрос об освобождении женщины, родившей ребенка, от дальнейшего отбывания наказания в виде обязательных работ.

В соответствии со ст. 27 УИК РФ срок отбывания обязательных работ исчисляется в часах. Помимо установленного уголовным законом общего правила относительно того, что ежедневное время выполнения обязатель­ных работ не может превышать четырех часов, уголовно-исполнительным законодательством в целях сохранения здоровья осужденного введено до­полнительное ограничение: в рабочие дни после окончания работы, служ­бы или учебы осужденный привлекается к обязательным работам на 2 часа в день и только с его согласия - на 4.

Время отбывания обязательных работ в соответствии с уголовно-испол­нительным законом, как правило, не может быть в течение недели менее двенадцати часов. Такой порядок не позволяет излишне затягивать период исполнения наказания. В случае реализации рассматриваемого правила, ис­полнение максимального срока обязательных работ длится не более пяти месяцев. В то же время при наличии уважительных причин уголовно-ис­полнительной инспекции предоставляется право сделать исключение из упомянутого правила.

Осужденные несут ответственность за нарушение порядка и условий от­бывания наказания.

При незначительном нарушении, согласно ст. 29 УИК РФ, уголовно-ис-полнительная инспекция ограничивается предупреждением осужденного об ответственности в соответствии с действующим законодательством. При этом ему разъясняются возможные юридические последствия новых нарушений.

Иная ситуация возникает в случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ. Злостным уклонением (ст. 30 УИК РФ) признается не­выход на обязательные работы без уважительных причин более двух раз в течение месяца либо нарушение более двух раз в течение того же срока тру­довой дисциплины. Следовательно, уголовно-исполнительной инспекции при наличии факта указанных нарушений предстоит установить, не было ли уважительных причин их совершения.

В случае установления необходимых оснований, свидетельствующих о зло­стном уклонении осужденного от обязательных работ, уголовно-исполнитель-ная инспекция подготавливает и направляет в соответствующий суд представ­ление о замене обязательных работ более строгим наказанием. Согласно ст. 49 УК РФ, при злостном уклонении от отбывания обязательных работ они могут быть заменены двумя видами уголовных наказаний: ограничением свободы или арестом. В этом случае возникает вопрос о том, как трансформировать срок неотбытой части обязательных работ в срок ареста либо ограничения сво­боды? Уголовным законом предусмотрено, что при замене другим видом наказания время обязательных работ учитывается из расчета один день ограни­чения свободы или ареста за восемь часов указанных работ.

§ 2. Правовое регулирование исполнения (отбывания) ограничения свободы

Социально-правовое назначение наказания в виде ограничения свободы. Ог­раничение свободы представляет собой новый вид наказания, ранее не извест­ный уголовному и уголовно-ксполнительному праву России. Оно предусмот­рено ст. 44, 53 УК РФ и применяется как основное наказание. В качестве дополнительных к нему могут быть назначены следующие ввды наказания:

-штраф;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься оп­ределенной деятельностью;

- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград;

- конфискация имущества.

Ограничение свободы входит в группу наказаний, не связанных с изоля­цией от общества.

Как и все виды уголовных наказаний, ограничение свободы должно диф­ференцировать ответственность осужденных за совершенное преступление и обеспечивать достижение целей наказания. Суд, назначая уголовное наказа­ние, может выбрать из них то, которое в большей степени соответствует ха­рактеру и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного.

Наряду с этими общими для наказаний целями, ограничение свободы имеет свое, только ему присущее, предназначение. Прежде всего, ограниче­ние свободы представляет собой альтернативу срочному лишению свободы и тем самым призвано содействовать снижению его применения, особенно по отношению к лицам, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности (небольшой и средней тяжести). На при­менение наказаний без изоляции осужденного от общества взамен лишения свободы ориентируют международно-правовые акты, в частности Токий­ские правила (1985 г.).

Ограничение свободы в предусмотренных законом случаях выступает в виде уголовно-правового средства, стимулирующего позитивное поведение осужденных. Оно может применяться в целях замены неотбытой части ли­шения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ). Ограниче­ние свободы нередко выполняет роль своеобразного средства адаптации осужденных после отбытия длительных сроков лишения свободы, является переходом от условий изоляции от общества к свободе и к жизни в повсед­невных условиях.

Стимулирующая роль ограничения свободы проявляется и в том, что оно представляет собой правовое средство предупреждения негативного по­ведения осужденных к обязательным работам и исправительным работам. В случае злостного уклонения осужденных от их отбывания они заменяют­ся более строгим наказанием - ограничением свободы (ст. 49 и 50 УК РФ).

При лишении свободы совокупность лишений и ограничений прав осужденных такова, что это позволяет говорить об определенной степени

изоляции осужденного от общества. При исполнении ограничения свобо­ды изоляции в том объеме, который присущ лишению свободы, нет. Вмес­те с тем при ограничении свободы также затрагивается личная свобода осужденного, возможность распоряжаться собой, свобода передвижения, выбора места жительства и места пребывания. Осужденный к ограничению свободы, так же как и при лишении свободы, отрывается от своего прежне­го социального окружения, семьи, коллег по работе и помещается в испра­вительный центр, где на него распространяется принудительный режим и где его поведение регламентируется нормами права.

Таким образом, при исполнении ограничения свободы ограничивается его личная свобода во всем многообразии ее составляющих. Но в отличие от лишения свободы степень ее ущемления не столь выражена и состоит в по­мещении в специально созданное учреждение, исполняющее наказание,-исправительный центр, в ограничении передвижения осужденного преде­лами исправительного центра, в проживании, как правило, в общежитии.

Правовое регулирование направления осужденных к ограничению свободы к месту отбывания наказания. Осужденные отбывают ограничение свободы в исправительных центрах, входящих, согласно ч. 5 ст. 16 УИК РФ, в уголов-но-исполнительную систему Министерства юстиции России. Исправитель­ный центр представляет собой самостоятельное государственное учрежде­ние, находящееся на бюджетном финансировании, обладающее правами юридического лица и действующее на основе Положения об исправитель­ном центре.