Система принципов уголовно-исполнительного права базируется на Конституции Российской Федерации, поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15, имеют прямое действие.
Принципы данной отрасли законодательства предопределяют содержание институтов и норм, регулирующих исполнение конкретных видов наказаний, а также других законов и иных нормативно-правовых актов, которые будут приняты в соответствии со ст. 2 и 4 УИК и ст. 5 Закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса».
Исходя из изложенных положений, рассмотрим принципы уголовно-исполнительного права.
К числу общеправовых принципов этой отрасли права следует отнести законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом;
к межотраслевым - дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; к отраслевым - рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.
Принцип законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции Российской Федерации (ст. 4,13,15,17-19 и др.), а также в перечисленных выше международных документах. В уголовно-исполнитель-ном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, общественными формированиями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посе
щающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в ст. 10-15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в ст. 19-23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК. В частности, в ст. 10 УИК подчеркивается, что «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...» В ч. 2 ст. 12 УИК указывается, что «они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению». Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания, - исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду со строгими режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для расширения прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения.
Принцип демократизма отражает содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего, к лишению свободы существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, открытой деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществлении контроля за их деятельностью и, прежде всего, в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными. Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них.
Общеправовой принцип равенства граждан перед законом нашел закрепление и реализацию в Уголовно-исполнительном кодексе. Его истоком является конституционный принцип равенства всех перед законом, то есть равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения (ст. 19 Конституции).
В соответствии с конституционными положениями и международными правилами нормы УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения и т. д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола, характера совершенного преступления и т. д.
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания -
производный от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности (ст.бУК). В уголовно-исполнительном праве он выражается в дифференциации и индивидуализации исполнения (отбывания) наказания. Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяется принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация осужденных и распределение их по видам исправительных учреждений. Данный принцип нашел свое отражение в ст. 74, 78 УИК и других статьях.
Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, которые учитываются при отбывании им наказания. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.
Принцип индивидуализации исполнения наказания реализуется путем изменения правового статуса осужденного в зависимости от поведения при применении мер поощрения и взыскания.
Впервые в законодательстве, регулирующем исполнение наказаний, получил обобщающую формулировку такой важный принцип, кгк. рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их юравопослушного поведения, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в ИТК в 1992 г., в котором было существенно ограничено применение к осужденным мер принуждения при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы пра-вопослушного поведения этих лиц.
В Уголовно-исполнительном кодексе он впервые был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59,117,119,138,169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.
Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45,57,71,113,134,153,167). К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97,121 УИК).
Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В данном случае реализуется метод дифференцированного и индивидуализированного психолого-пеца-гогического воздействия на осужденных. Этот метод выходит за пределы принципа дифференциации и индивидуализации наказания, но реализуется
в строго определенных правовых рамках.
Соединение наказания с исправительным воздействием как отраслевой принцип уголовно-исполнительного права предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Это относится не только к осужденным к лишению свободы, при исполнении которого применяется весь комплекс средств исправительного воздействия в соответствии со ст. 9 УИК, но и к
другим срочным видам наказания.
Анализ перечисленных принципов показывает, что в них находят свое выражение общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы политики государства в сфере исполнения наказания, которые образуют систему отраслевых принципов, присущих данной отрасли права. В совокупности они подчеркивают принадлежность уголовно-исполнительного права к системе права в качестве ее самостоятельной отрасли и одновременно отражают его особенности. Принципы уголовно-исполнительного права призваны предопределять стратегию и направления развития отдельных институтов и норм, обеспечивать системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказания. Необходимо подчеркнуть единство системы принципов уголовно-исполнительного права и их взаимосвязь. Общеправовые и межотраслевые принципы, реципируемые в уголовно-исполнительном праве, сохраняя свое сущностное содержание, приобретают вместе с тем специфику, которая обусловливается необходимостью обеспечивать особенности правового регулирования общественных отношений при исполнении наказания.