Смекни!
smekni.com

Уголовно-исполнительное право 3 (стр. 51 из 87)

Необходимо отметить, что к числу злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания относится отказ осужденного от работы или прекращение работы (ч. 6 ст. 103 УИК РФ). Однако такой поступок можно рассматривать как злостное нарушение только в том случае, если он связан с разрешением трудовых конфликтов (забастовкой). В иных случаях отказ от работы или прекращение работы не может рассматриваться как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания.

Злостным может быть признано также совершение в течение одного го­да повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания,

если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор (ч. 2 ст. 116).

Весьма важно, что УИК РФ одновременно сформулировал определенные признаки, при наличии которых осужденный может быть признан злостным ' нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Им может быть признан осужденный, допустивший перечисленные выше нарушения, при условии назначения ему таких взысканий, как водворение в штрафной изо­лятор, перевод в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа и одиночные камеры. При применении иных взысканий это лицо не мо­жет быть признано злостным нарушителем.

Осужденный признается злостным нарушителем установленного поряд­ка отбывания наказания постановлением начальника исправительного уч­реждения одновременно с наложением взыскания.

Сформулированное в УИК РФ понятие злостного нарушителя режима имеет важное значение для исполнения лишения свободы, поскольку являет­ся ключевым для применения многих норм уголовно-исполнительного зако­нодательства. Оно является основанием для перевода осужденных из испра­вительного учреждения одного вида в другое с более строгими условиями отбывания наказания (ч. 4 ст. 78), для перевода осужденных на строгие усло­вия отбывания наказания (ст. 87). Им не может быть предоставлено право пе­редвижения без конвоя (ч. 2 ст. 96), право на выезд из исправительного уч­реждения (ч. 3 ст. 97).

Важное значение для реализации норм, определяющих меры взыскания, является установление правового механизма их применения.

В ч. 1 ст. 117 определяются общие условия обоснованности наложения взыскания: обстоятельства нарушения и предшествующее проступку пове­дение осужденного, его характер и тяжесть, то есть перечисляются объек­тивные и субъективные факторы, которые необходимо учитывать при при­влечении осужденного к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, в ч. 1 ст. 117 формулируются общие процедурные правила наложения взыскания: оно должно быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения проступка, а если в связи с проступком производилась проверка обстоятельств его совершения, то со дня ее окончания, но не по­зднее трех месяцев со дня совершения проступка. Взыскание приводится в исполнение не позднее одного месяца со дня его наложения. Одновремен­но в ч. 8 указанной статьи устанавливается срок давности действия нало­женного взыскания - один год, если в течение этого времени осужденный не будет подвергнут новому взысканию. В этом случае он признается не имеющим такового. Наконец, запрещается за одно нарушение налагать не­сколько взысканий.

Наряду с общей процедурой наложения взысканий, ст. 117 УИК РФ уста­навливает порядок применения отдельных мер. Выговор объявляется в устной или письменной форме. Остальные взыскания - только в письменной форме.

Дисциплинарный штраф налагается только за злостные нарушения уста­новленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116). Перевод осужден-

ных в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа и / одиночные камеры производится с указанием срока содержания в них. Во / время содержания в них к осужденным могут применяться все меры взыс- fJкания, кроме перевода в эти помещения. То же правило применяется и при ; з переводе осужденного в единое помещение камерного типа. | |

Должностные лица исправительных учреждений, применяющие меры ю-\ | ощрения и взыскания. Уголовно-ксполнительный кодекс серьезно ограничил! | категории должностных лиц, которым предоставлено право применения ука­занных мер. Согласно ст. 119, правом применения мер поощрения и взыска­ния в полном объеме пользуется только начальник исправительного учреж­дения или лицо, его заменяющее. Такое правило установлено в целях обеспечения единообразия дисциплинарной практики, а также исходя из по­ложений теории педагогики, согласно которой в коллективе таким правом должен обладать только его руководитель.

Поэтому заместители начальника исправительного учреждения в УИК РФ не включены в перечнь должностных лиц, обладающих таким правом. По этим же основаниям не включены и вышестоящие руководители орга­нов, исполняющих наказание.

Начальники отрядов как непосредственные воспитатели осужденных имеют право объявлять благодарность, разрешать дополнительно расходо­вать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходи­мости и досрочно снимать ранее наложенное ими взыскание, которым мо­жет быть только выговор.

Основания ч порядок применения мер безопасности и оружия. В числе средств обеспечения режима в исправительных учреждениях важное место занимают меры безопасности, обоснованное и правильное применение их к осужденным. К закрепленным в законе мерам безопасности относится при­менение физической силы и специальных средств. Исключительным сред­ством обеспечения режима является применение оружия.

Особая значимость применения мер безопасности и оружия в системе средств обеспечения режима определяется тем, что, во-первых, по своей юридической природе они представляют собой наиболее строгие меры го­сударственного принуждения. Поэтому требуются достаточные гарантии по обеспечению законности при их применении, гарантии охраны прав и за­конных интересов как персонала исправительных учреждений, так и осуж­денных.

Во-вторых, меры безопасности, а тем более оружие, применяются к осуж­денным и иным лицам в чрезвычайных конфликтных ситуациях. Их необос­нованное и неправильное применение либо неприменение в тех случаях, ког­да необходимо, усугубляет конфликтную ситуацию и может привести к тяжким последствиям в виде массовых беспорядков осужденных, захватов за­ложников, гибели людей и т. п.

По своей природе меры безопасности представляют собой разновидность государственного принуждения, обоснованность и необходимость примене­ния которого оценивается в рамках уголовно-правовых институтов как необ­

ходимая оборона (ст. 37 УК РФ), причинение вреда при задержании преступ­ника (ст. 38 УК РФ) и крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ). Во внешней форме меры безопасности выражаются в физическом воздействии на лиц, от которых исходит опасность. Своеобразным фоном мер безопасности являет­ся то, что применяются они в чрезвычайных или иных конфликтных ситуа­циях, вызванных, как правило, насильственными действиями осужденных в отношении персонала или граждан, других осужденных или самих себя. В этом отношении социально-правовое назначение мер безопасности и ору­жия не исчерпывается обеспечением режима. Они призваны обеспечить бе­зопасность персонала, самих осужденных, других лиц, например граждан, посещающих эти учреждения, безопасность охраняемых объектов, зданий и транспортных средств.

Меры безопасности следует отличать от мер дисциплинарного взыска­ния, применяемых к осужденным. Меры безопасности направлены на пре­сечение общественно опасных действий осужденных, действий, которые до­бровольно не прекращаются и грозят наступлением особо опасных последствий. Меры взыскания применяются как мера наказания за действия осужденных, которые уже закончились или уже пресечены. Поэтому не ис­ключено применение к осужденным сначала мер безопасности в связи с их общественно опасными действиями, а затем и мер взыскания за них и даже привлечение к уголовной ответственности.

Виды мер безопасности и основания их применения в исправительных учреждениях урегулированы в ст. 86 УИК РФ, согласно которой в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреж­дений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, прояв­ления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, напа­дения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании сбежавших из исправительных учреж­дений осужденных в целях пресечения указанных противоправных дейст­вий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окру­жающим или самим себе применяется физическая сила, специальные средства и оружие. Порядок применения указанных мер безопасности оп­ределяется ст. 28—31 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и ор­ганах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Рас­смотрим основания и порядок применения мер безопасности подробнее.

Согласно общим требованиям к применению мер безопасности, право применения физической силы, специальных средств и оружия принадлежит сотрудникам, то есть той части персонала, представители которой имеют специальные звания рядового и начальствующего состава уголовно-испол-нительной системы.

Сотрудники применяют физическую силу, специальные средства и ору­жие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориям, на которых установлены режимные требования.

При применении мер безопасности и оружия сотрудники обязаны пре­дупредить о намерении их использования, предоставив осужденным и дру-

гам лицам достаточно времени для выполнения своих требований. Время для выполнения требований не предоставляется в тех случаях, когда про­медление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных либо может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неумест­ным либо невозможным.