Смекни!
smekni.com

Уголовно-исполнительное право 3 (стр. 8 из 87)

ст. 20 - судебный контроль; ст. 21 — ведомственный контроль; ст. 22 - про­курорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, и т. д.).

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации направ­лена на предупреждение рецидива преступлений со стороны лиц, освобож­денных от наказания. Социальная адаптация этих лиц включает в себя ока­зание им помощи при освобождении, содействия в трудовом и бытовом устройстве и контроле за этими лицами. Эта задача реализуется путем рег­ламентации в главе 22 УИК помощи осужденным, освобожденным от отбы­вания наказания. В ней определен правовой механизм организации дея­тельности администрации учреждений по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.

Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство определяет систему задач этой отрасли, их взаимосвязь между собой. Эти задачи нахо­дят закрепление и развитие в институтах и нормах Уголовно-исполнитель­ного кодекса и других нормативных правовых актах.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ, принятый 18 декабря 1996 г., су­щественно отличается от Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 г.

по многим позициям.

В УИК впервые в данной отрасли законодательства урегулировано ис­полнение всех видов наказаний. Структурно он соответствует классифика­ции наказаний, принятой новым У К РФ, в нем более четко определен пред­мет правового регулирования и из него исключены институты и нормы, которые регулируют общественные отношения, не входившие в сферу ис­полнения уголовного наказания.

В УИК по-новому определены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его соотношение и взаимосвязь с международно-правовы­ми актами, впервые сформулирована система принципов этой отрасли зако­нодательства, детально урегулирован как общий, так и специальный право­вой статус осужденных применительно к различным видам наказаний.

Уголовно-исполнительный .кодекс развил и усовершенствовал систему контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания, всесто­ронне ее урегулировал: контроль органов государственной власти РФ и ее субъектов, а также органов местного самоуправления, ведомственный кон­троль, судебный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, общественный контроль.

Система исполнения отдельных видов наказаний урегулирована по еди­ной схеме: порядок и условия исполнения конкретного вида наказания;

обязанности и права осужденных; обязанности и права администрации уч­реждений и органов, исполняющих наказание; применение средств исправ­ления осужденных и меры обеспечения их реализации. Такая четкая струк­тура правового регулирования позволяет легко ориентироваться субъектам и участникам правоотношений в правоприменительной деятельности при исполнении и отбывании отдельных видов наказаний.

При исполнении наказаний в виде лишения свободы, как наиболее строгих наказаний, внедрена трехступенчатая, а в воспитательных колони­ях - четырехступенчатая система отбывания наказаний (обычные, облег­ченные, строгие и для несовершеннолетних еще льготные условия содержа-

ния), что позволяет избежать нежелательных переводов осужденных из од­ного вида режима в другой.

Впервые на уровне закона урегулировано исполнение всех видов нака­заний в отношении военнослужащих, что позволяет с учетом специфики их правового статуса обеспечить соединение средств исправления и воинсйого

воспитания.

Успешное применение норм уголовно-исполнительного права предпо­лагает их реализацию в пространстве и во времени, основные правила кото­рой установлены в ст. 6 УИК.

В ч. 1 ст. 6 УИК определено, что уголовно-исполнительное законодатель­ство РФ применяется на всей территории РФ. Это положение особенно важ­но для государства с федеративным устройством. Никакие иные правила ис­полнения наказания, устанавливаемые субъектами федерации (кроме случаев, прямо предусмотренных в УИК), не могут применяться на его тер­ритории субъекта РФ как противоречащие ст. 71 Конституции РФ.

В ч. 2 ст. 6 УИК впервые установлены правила применения уголовно-исполнительного законодательства во времени. В ИТК 1970 г. такие прави­ла отсутствовали. Согласно указанной статье УИК исполнение наказаний и оказание помощи освобожденным лицам осуществляется в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения. Для определе­ния условий действия закона во времени необходимо учитывать начало и окончание его действия, а также придание ему обратной силы.

Для выяснения начала действия закона, регулирующего исполнение на­казания, необходимо руководствоваться общим положением о вступлении законов в силу, сформулированным в ч. 3 ст. 15 Конституции, согласно ко­торой «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликован­ные законы не применяются, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Из данного конституционного положения следу­ет, что нормы уголовно-исполнительного права вступают в действие с мо­мента их опубликования, если иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующем постановлении, определяющем порядок введения его в действие. Так, Закон «О введении в действие Уголовно-исполнительно­го кодекса РФ» устанавливает, что он вводится в действие с 1 июля 1997 г. (ст. 1). Одновременно в указанном законе предусмотрено, что положения Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом по мере создания необхо­димых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г., т. е. в полном объеме УИК РФ вступит в 2001 г. (ст. 6).

Действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания, прекращается с момента опубликования соответствующего закона об отме­не конкретного акта или с того дня, который специально оговорен во вновь принятом законе.

В приведенном выше Законе «О введении в действие УИК» в ст. 2 ука­зывается, что ИТК 1970 г. признается утратившим силу с 1 июля 1997 г.

Введение в действие УИК повлекло за собой ухудшение положения неко­торых категорий осужденных к лишению свободы по сравнению с ИТК 1970 г. Так, для лиц, содержащихся в колониях общего и строгого режимов, допускается возможность перевода с 1 июля 1997 г. на строгие условия (ч. 4 ст. 121, ч. 3 ст. 123), где они содержатся в запираемых помещениях, что не бы­ло предусмотрено ИТК 1970 г. УИК такую возможность допускает и тем самым допускает придание обратной силы закону, ухудшающему положение осужденного. Международные стандартные правила обращения с заключен­ными и Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых заключению в любой форме, не содержат никаких положений на этот счет.

§ 2. Понятие и содержание норм

уголовно-исполнительного законодательства

Под нормой угааовно-исаомштелыюго права понимается модель должного поведения субъектов и участников правоотношений (государственных орга­нов, организаций, общественных объединений, должностных лиц, осужден­ных и отдельных граждан). В ней устанавливаются правила, в соответствии с предписаниями которых регулируются общественные отношения, возникаю­щие по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужден­ным исправительного воздействия.

Норма представляет собой основной элемент отрасли права, его первый уровень. Второй уровень образует комплекс норм, регулирующих определен­ную группу общественных отношений, например, возникающих при испол­нении лишения свободы, исправительных работ, при освобождении от отбы­вания наказания. Такое объединение норм второго уровня образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Сама отрасль пра­ва образует третий, высший уровень его структуры. Институты права позволя­ют более четко определить объекты правового регулирования, что имеет важ­ное значение в правотворческой деятельности.

Регулируя общественные отношения, возникающие при исполнении наказания и применении исправительного воздействия на осужденных, нормы права устанавливают права и обязанности субъектов, исполняющих и отбывающих наказания, регламентируют их деятельность в двух направ­лениях: при исполнении (отбывании) наказания и применении исправи­тельного воздействия. Процесс исполнения (отбывания) наказания, по­скольку в нем реализуются в полном объеме меры принуждения, ограничения прав осужденных, урегулирован нормами права в максималь­ной степени. Применение исправительного воздействия, осуществляемого полномасштабно только при исполнении лишения свободы, регулируется нормами права в значительно меньшем объеме, поскольку его содержанием является психолого-педагогическое воздействие. Применительно к реали­зации воспитательных мер в процессе исполнения иных видов наказания нормы права формулируют лишь задачи исправления и определяют органы государства, организации, общественные объединения или отдельных граж­дан, на которых возложено выполнение этих задач.

Не все нормы содержат модель должного поведения. Существует группа норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные поня­тия (дефиниции). В теории права они рассматриваются как нетипичные нормативные предписания или специальные нормы. ; ^