В уголовно-исполнительном праве специальные нормы выступают в ввде норм-задач, норм-принципов и норм-дефиниций. К нормам-задачам относится, в частности, ст. 1 УИК, определяющая цели и задачи этой отрасяи законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК, устанавливающая, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных. К нормам-принципам относится ст. 8 УИК, впервые сформулировавшая систему принципов уго-ловно-исполнигельного законодательства. В нормах-дефинициях раскрываются определенные понятия. Так, в ч. 1 ст. 9 УИК дается определение понятия «исправление осужденных», а в ч. 1 ст. 82 УИК - понятия «режим в исправительных учреждениях».
Нетипичные правовые предписания выполняют роль связующего звена
между политикой в сфере исполнения наказания и уголовно-исполнитель-ным законодательством, поскольку закрепляют в нормах-принципах цели, принципы и стратегию деятельности государства в указанной области, в них также находит отражение взаимосвязь отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью.
В уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу
бланкетных и отсылочных норм. В бланкетной норме делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания. Например, в ст. 84 УИК указывается, что оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях осуществляется в соответствии с законодательством РФ, несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде (ч. 2 ст. 103 УИК) и т. д. Бланкетные нормы облегчают применение норм смежных отраслей законодательства при возникновении общественных отношений в связи с исполнением наказания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования нормами уголовно-исполнительного законодагельства.
Отсылочные нормы, используемые в УИК (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 и т. д.), облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирования норм, имеют внутриотраслевое назначение.
§ 3. Виды и структура норм
уголовно-исполнительного законодательства
Нормы уголовно-исполнительного права можно классифицировать на отдельные виды в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения. В общей теории права по указанному основанию нормы права принято подразделять на регулятивные, поощрительные и охранительные.
Нормы уголовно-исполнительного права также можно группировать в соответствии с этой классификацией.
Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных прав и обязанностей они, в свою очередь, делятся на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие.
Обязывающие нормы устанавливают требование к субъектам совершать определенные действия. В качестве примера обязывающей нормы можно привести ст. 82 УИК РФ, устанавливающую требования режима в местах лишения свободы, в частности обязательную изоляцию осужденных и постоянный надзор за ними. Применение обязывающей нормы выполнения субъектом определенных действий обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других субъектов.
Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом. Примером такой нормы является положение, установленное в ч. 4 ст. 89 УИК РФ, согласно которому «по желанию осужденного или адвокатасвидания могут предоставляться наедине».
Запрещающие нормы, напротив, устанавливают требования к субъектам воздерживаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные. Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей, так и в конкретной форме. Примером общей формы запрета может служить норма ч. 4 ст. 103 УИК РФ, согласно которой перечень работ и должностей, на которых запрещается использование труда осужденных к лишению свободы, устанавливается Правилами внутреннего распорядка. Конкретизированный запрет направлен на определенные виды действий. Так, в ч. 1 ст. 90 УИК РФ указано, что «вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки».
Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных. Они сконцентрированы в основном в ст. 113 УИК РФ, устанавливающей меры поощрения, применяемые к лицам, лишенным свободы. Однако перечень поощрительных норм, содержащихся в УИК РФ, этим не исчерпывается. Они сформулированы также в ст. 108,109,112 и др. Поощрительная норма содержится, в частности, в ч. 2 ст. 111 УИК РФ, согласно которой участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
Особенность поощрительных норм в уголовно-исполнительном праве состоит в том, что они предоставляют право на поощрение только одному субъекту - администрации учреждения или органа, исполняющего наказание. Другой субъект - осужденный - не может требовать соответствующего поощрения в виде предоставления дополнительных прав, однако у него имеется законный интерес к поощрению. Согласно формулировке закона, в которой употребляется термин «могут» (см. ст. 97,113 УИК РФ и др.), принятие положительного решения о поощрении зависит от решения админист-
рации этого органа. В данном случае администрация руководствуется сведениями, характеризующими поведение осужденных.
Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, обеспечивают реализацию иных норм уголовно-исполнительного права. К числу таких норм относятся положения, устанавливающие меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы (ст. 115 УИК,РФ), а также нормы ст. 102 УИК РФ, предусматривающие материальную ответственность лиц, лишенных свободы.
Как отмечалось, нормы уголовно-исполнительного права подразделяются
на материальные и процессуальные (процедурные). Нормы материального права устанавливают содержание правила поведения, процедурная норма регулирует условия и порядок его реализации, наиболее четко такое соотношение и взаимосвязь материальных и процедурных норм выражены в ст. 51-52 ИТК. В ст. 113 и 115 ИТК сформулированы материальные нормы (меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным), а в ст. 116 и 117 определена процедура их применения.
Разделение норм уголовно-исполнительного права на виды имеет не только общетеоретическое значение, оно помогает предметно их анализировать в процессе правоприменительной деятельности. При конструировании новых норм необходимо учитывать их видовую принадлежность для более точного определения характера прав и обязанностей субъектов и участников правоотношений.
В общей теории права в структуре норм выделяются гипотеза, диспозиция
и санкция. Такое структурное разделение норм применимо и в уголовно-ис-полнительном праве. Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за пределы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для многих норм. В данном случае имеется в виду основание отбывания уголовного наказания - приговор суда либо изменяющее его определение или постановление суда, вступившее в законную силу. В ряде норм гипотеза содержится в самом нормативном акте, например в ст. 97 УИК РФ сформулированы условия краткосрочного выезда осужденных за пределы мест лишения свободы, а в ст. 96 - условия предоставления осужденным права передвижения без конвоя и т. д.
В диспозиции сосредоточена сердцевина нормы — правило поведения
субъектов и участников правоотношений, определены их права и обязанности. Нормы права и статьи закона не обязательно совпадают. В статьях нередко содержится несколько норм. .
В качестве санкции рассматривается предусмотренное нормой права последствие нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права, в отличие от норм уголовного права, является то, что они могут находиться в одной статье (ст. 115 УИК РФ), но применяются за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, при-
<!Sh
меняются только к одному субъекту - осужденному, иные субъекты и участники несут ответственность в соответствии с нормами административного или трудового права. Дисциплинарным Уставом внутренней службы предусматриваются меры дисциплинарной ответственности начальствующего со-сййа исправительных учреждений.
§ 4. Структура уголовно-исполнительных правоотношений
Нормы уголовмо-исполнительного права, определяя порядок и условия исполнения (отбывания) всех видов уголовного наказания, регулируют в соответствии с задачами данной отрасли законодательства общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе их исполнения, придавая им правовой характер.
Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента вступления приговора в законную силу и продолжаются вплоть до отбытия осужденным наказания. Данное положение вытекает из ст. 7 УИК РФ, согласно которой основанием отбывания уголовного наказания является только приговор суда, вступивший в законную силу. В процессуальном плане моментом возникновения уголовно-исполнительных отношений считается распоряжение об исполнении приговора, посылаемое судьей или председателем суда с копией приговора тому органу, на который возложена обязанность приведения приговора в исполнение (ст. 359 УПК РСФСР). С этого момента меняется статус лица, в отношении которого состоялся приговор: он становится не подсудимым, а осужденным.