Смекни!
smekni.com

Система социального обеспечения за рубежом (стр. 2 из 4)

Основные постулаты данной теории: создать примерно одинаковые стартовые возможности для реализации жизненных планов, обеспечить достойный уровень жизни, стремиться к нарастанию социального равенства и справедливости. Государство всеобщего благосостояния формирует развитую систему социальной помощи всем гражданам, обеспечивает доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других жизненно важных услуг.
Понятие «государство всеобщего благосостояния» вошло в обиход после второй мировой войны. Конечно же, модели такого государства в каждой стране свои и отличаются как способом, так и результатом решения проблем достижения всеобщего благоденствия. Но всеобщим для данных стран является процесс перераспределения ответственности за жизненный путь личности с самого индивида, семьи, общины, церкви, благотворительных организаций на институты государства.
Противники государственной системы социального обеспечения аргументируют свои доводы тем, что государство всеобщего благосостояния дорого, расточительно, к тому же услуги социальной поддержки предоставляются сегодня не только государственными, но и частными организациями, при этом у людей появляется возможность выбирать, кому и за какие услуги платить. Технология активного государственного вмешательства в рыночную экономику, получившая развитие в послевоенные годы, кажется, больше не срабатывает.
Система социального обеспечения в странах Запада в послевоенный период расширялась и совершенствовалась. К концу 80-х гг. доля расходов на социальные нужды в ВВП достигла 25% (в 1960 г. — 12%). Наиболее быстрые темпы их роста отмечались в 60-е — первой половине 70-х гг. Со второй половины 70-х гг. вплоть до настоящего времени в условиях замедления темпов экономического роста, увеличения дефицитов государственных бюджетов и фондов социального страхования темпы роста социальных расходов в реальных ценах уменьшились.
Не только экономические трудности, переживаемые западноевропейскими странами в начале 90-х гг., стали причиной кризиса «государства благосостояния», свертывания ряда государственных социальных программ. Экономический спад, растущий дефицит бюджетов и государственный долг (в 1996 г. дефицит бюджета Германии достигает порядка 90 млрд долл.; государственный долг Бельгии и Италии превышает их ВВП), постарение населения, удорожание медицинской техники и другие факторы способствовали изменениям в государственной социальной политике.
Однако эти изменения имеют и более глубокую основу, связанную с тем, что, по мнению западных экспертов, идеалы «государства благосостояния» в определенной мере устарели, придя в противоречие с действительностью.
Как отмечалось в докладе министерства социальной защиты Великобритании, система социального обеспечения, разработанная исходя из потребностей предыдущих поколений, не вполне соответствует современным условиям.
Экономический кризис 70—80 гг. показал, что абсолютизация идеи «государства всеобщего благоденствия» (впрочем, как и абсолютизация любой социальной идеи) приводит многие, даже самые развитые страны Запада, к экономической стагнации и социальному застою.
В конце XX века модель «государства всеобщего благоденствия» подвергается коренной реконструкции на базе теории неоконсерватизма, самые ярые сторонники которой — Р. Рейган и М. Тетчер, не без основания полагали, что постоянный бюджетный дефицит приводит к экономической катастрофе и предлагали существенно сократить государственное финансирование социальной сферы. В начале 90-х г. правительства многих зарубежных стран предприняли шаги, направленные на сокращение государственных социальных расходов.
В 1993 году правительство Франции уменьшило выплаты по государственной программе медицинского страхования и увеличило долю пациентов в оплате медицинских услуг. Удельный вес государства в оплате посещения врача уменьшился с 75% до 70%. В 1993 году выплаты по государственной программе медицинского страхования во Франции уменьшились на 5 млрд. долларов.
В Великобритании осуществляется реформа государственной системы здравоохранения с целью усиления конкуренции в этой сфере. В результате закрываются «неэффективные» больницы и увольняется медперсонал.
В Швеции происходит «продажа» государственных больниц в частные руки.
В ФРГ среди всех промышленно развитых стран самая короткая рабочая неделя (она не превышает 35 часов) и продолжительность периода трудовой деятельности, при этом самые длительные отпуска (30 рабочих дней). Затраты на социальное обеспечение в ФРГ на 50% выше, чем во Франции, и в 5 раз — чем в Португалии. Их доля в часовых трудовых измерениях достигает почти 50%. По оценке бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля, люди в Германии живут не по средствам. Пришло время, по его мнению, изменить эту ситуацию.
В основе кризиса «государства благосостояния» в Нидерландах — резкий рост расходов по программе помощи не трудоспособным. По этой программе помощь получает почти 1 млн. человек (при общей численности рабочей силы в 7 млн. человек). Она составляет 70% заработка, получаемого до наступления нетрудоспособности, и выплачивается до достижения 65 лет, когда назначается пенсия по старости. Предполагается ужесточить условия получения этих пособий и сделать постоянной проверку нуждаемости в их получении.
В Бельгии правительство, предприниматели и профсоюзы пытаются найти пути сокращения огромного дефицита бюджета социального обеспечения.
Меры, предпринимаемые правительствами западноевропейских стран по реформе «государства благосостояния», направлены на установление более жесткого контроля за расходованием государственных средств на социальное обеспечение, сокращение финансовых потерь в этой сфере, связанных с коррупцией и чрезмерной бюрократизацией. Представляются налоговые льготы для стимулирования создания негосударственных пенсионных фондов. При назначении пособий практически во всех странах проводится проверка нуждаемости претендентов на их получение. Становятся платными некоторые социальные услуги, ранее предоставлявшиеся населению бесплатно. В некоторых странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста. Например, во Франции пенсионный возраст уже повышен до 62 лет. Государственные стипендии во многих случаях заменяются займами.
Безусловно, ни одна из западноевропейских стран не собирается полностью отказываться от «государства благосостояния»: слишком укоренилось в сознании людей мысль о том, что государство должно заботиться о нуждающихся, и слишком велико сопротивление населения любым попыткам сократить социальные расходы государства. Но даже политики левоцентристского толка признают необходимость продолжения реформ системы социального обеспечения в странах Запада.
Накопленный за десятилетия опыт социальной поддержки населения позволил выявить общее и особенное в практике социальной деятельности стран рыночной экономики. Было замечено, что практически все страны используют социальное страхование для большинства населения на случай социального риска: старость, болезнь, инвалидность, безработица и т. п. и оказывают социальную помощь неимущим, находящимся за чертой бедности.

Базовые модели социального обеспечения.

В работах Ричарда Титмуса и его последователей Пинкера и Эспинг-Андерсона в 70—80-е гг. разрабатывается типология моделей социального обеспечения на Западе. Согласно данной теории, социальная практика породила три базовых модели социального развития: патерналистскую, корпоративистскую, этатическую.
Первая модель (патерналистская) характерна для США, Японии, в меньшей степени, для тех стран Европы, где сильны позиции католической церкви. Она отличается (в сравнении с другими моделями) низким уровнем участия государства в решении социальных проблем, отсюда и относительно невеликими расходами на социальное обслуживание, основная тяжесть которого ложится на семью и частных благотворителей. Социальные программы по поддержанию дохода большей частью направлены на самых бедных, социальная политика строится на базе неоконсервативных теорий.
В основе второй модели (корпоративистская) лежат либеральные теории. Социальное обеспечение направлено на сохранение статусных различий, включая ориентацию общества на принятие традиционной семьи и традиционной роли женщины. Социальная политика рассчитана не столько на поддержку бедных, сколько на защиту стабильного уровня жизни трудящихся, на соучастие государственных и общественных структур в периоды жизненных кризисов (болезнь, безработица и т. п.) отдельных индивидов. Подобное соучастие обеспечивается соответствующими законодательными актами. Основные функции социального обеспечения принадлежат промышленным корпорациям и профсоюзам. На региональном и местном уровнях социальным обеспечением занимаются местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Государство участвует, в основном, в организации социальной помощи нуждающимся и в организации обслуживания семьи и детей. Подобная модель характерна для социального обеспечения в Германии, Австрии, Нидерландах и Бельгии.
Наконец, третью модель (этатическая) взяли на вооружение скандинавские государства, где принципы универсализма социальных прав соседствуют с нерушимостью индивидуальной автономии, поэтому данная модель представляет собой соединение либерализма с социализмом. Социальная политика в этих странах ориентирована на экстенсивную и дорогостоящую систему социального обеспечения, носящую централизованный характер. Контроль за реализацией государственной социальной политики осуществляется местными органами власти, подотчетными центральному правительству.